Деревня Малые Липицы, о существовании которой мало кто и знает, уже почти год ведет активную борьбу за дорогу, которой нет.
Борются за возможность проехать к своим домам, конечно же, жители деревни. К сожалению, с лета 2017, когда я там все же побывала, постоянных жителей в деревне не осталось. В марте, не дожив до решающего заседания суда, умерла последняя — Нина Петровна Егорова.
Заседаний суда было несколько, на каждом свои веские доводы приводила сторона ответчика — администрация района и прокурор района, выступавший в интересах неопределенного круга лиц. Они, как и суд, руководствовались прежде всего буквой закона. А я, слушая их дебаты, видела людей, которые в деревне жили, живут и, может быть, только собираются жить.
Напомню, в деревню Малые Липицы нет дороги. Даже летом мне пришлось идти до неё пешком, причем с провожатым, иначе незнакомому человеку путь в деревню не найти. Как туда добирались зимой, по сугробам, я даже не рискую предположить. Ведь раз дороги нет, значит, её и не чистят. А Нина Петровна и эту последнюю зиму в деревне прожила. Впрочем, она-то меньше всех и жаловалась на нелегкие условия жизни — потому что сама эта жизнь закалила её. Проезжать к своим домам хотят те, кого мы с вами называем дачниками, они же и борьбу за дорогу ведут. Вполне понятна и позиция администрации района, которая считает, что тратить огромные деньги из бюджета района (и так довольно скудного) на строительство дороги до деревни Малые Липицы не совсем целесообразно — ведь и в городе многие дороги давно нуждаются в ремонте.
Суд решение принял. Исковые требования прокурора Солецкого района удовлетворены частично. На администрацию Солецкого муниципального района Новгородской области возложена обязанность в срок до 1 ноября 2018 года обеспечить транспортное сообщение между деревней Малые Липицы и административным центром Солецкого муниципального района — городом Сольцы. Вместе с тем требования прокурора по способу исполнения обязанности обеспечения транспортного сообщения посредством проектирования и строительства автомобильной дороги к деревне Малые Липицы суд посчитал не подлежащими удовлетворению, поскольку конкретный способ исполнения обязанности должен определить административный ответчик самостоятельно, исходя из принципа самостоятельности местного самоуправления.
Так как судебные заседания растянулись на несколько месяцев, как-то вечером я увидела в социальной сети деревню Гитхорн в Нидерландах, которая позиционируется как деревня, в которой нет дорог. Подумала, что, когда буду писать материал о Малых Липицах, сравню наши реалии с заграничными. Но, увидев утром комментарий моей знакомой под постом с деревней из Нидерландов: «Я хочу там жить!», присмотрелась повнимательнее к старинным ухоженным домикам и поняла, что не стоит сравнивать их деревни с бездорожьем с нашими.
Кроме того, от принятия судебного решения до его исполнения обычно очень долгий путь.
Ольга КАРПОВА
Фото из открытых источников Интернета