О детской подростковой организации школы № 2 «Авиаторы» газета пишет с самых первых шагов её становления. Рассказывали мы и о создании музея, и о начале работы кружка авиамоделизма, а в одном из недавних номеров – об открытии памятной доски в честь замечательного нашего земляка Александра Бежина.
Большую работу проделали «Авиаторы», собирая материалы о жизни и главном деле Александра Ивановича. На районных краеведческих чтениях девятиклассница Ирина Карпцева представила изыскания учеников, которым помогла выпускница школы, студентка НовГУ Анастасия Загородняя. Большую работу школьников и педагогов «МВ» представляет вашему вниманию. Подрастают новые поколения маловишерцев, которые вряд ли знают, какой великолепный кружок авиамоделистов работал в прежние годы в нашем городе и какой руководитель-профессионал возглавлял его. Давно нет с нами Александра Ивановича, но жива память о нём и – главное – возрождается его дело.
Бежин: дело всей жизни
Для начала – немного из истории авиамоделизма в нашей стране. Первые авиамодели собирались в России ещё до революции 1917-го. Как вид спорта авиамоделизм стал развиваться только в 1920-е годы. Всё начиналось с постройки и запуска простейших конструкций. Тогда только ещё накапливался опыт создания моделей летательных аппаратов и двигателей внутреннего сгорания, развернулось изучение аэродинамики малых скоростей, отработка технологий, формирование костяка преподавательских и инструкторских кадров.
Продолжительность, дальность и высота полёта – по этим критериям оценивались построенные авиамодели. Начало спортивному авиамоделизму в СССР положила летом 1923 года «Неделя Красного воздушного флота». Первые кружки были созданы в Москве, Ленинграде, Оренбурге, Тбилиси и в некоторых городах Северного Кавказа. Тогда же были проведены первые состязания летающих моделей. Во всесоюзных соревнованиях в августе 1926 года участвовало всего 70 спортсменов, а на 36 первенстве СССР по авиамодельному спорту в 1967 году – около 500. Авиамодельный спорт набирал со временем популярность.
С 1953 года он входит в Единую спортивную классификацию СССР и становится равноправным видом спортивной деятельности. Это в значительной степени способствовало его развитию и массовости. К 1968 году советским авиамоделистам принадлежали 15 мировых рекордов для свободнолетающих и кордовых моделей из 39, регистрируемых Международной авиационной федерацией. В стране насчитывалось свыше 200 тысяч спортсменов-разрядников, мастеров и заслуженных мастеров спорта СССР, тренеров.
Жизнь и деятельность Александра Бежина
Александр Иванович родился 4 октября 1925 года в деревне Подмошье. Окончил 7 классов в Малой Вишере, хотел поступить в военное училище, но с семилеткой не брали. Вместо этого пришлось рыть траншеи в Ленинграде – началась война. Было очень тяжело – немного людей, мало продовольствия. Домой Александр вернулся вмиг повзрослевшим, но с серьёзным заболеванием. Он страдал дистрофией, весил 29 килограммов. Немного поправившись, стал проситься на фронт.
В детстве он увлекался авиамоделизмом, это помогло ему с выбором военной специальности. На аэродроме между деревнями Горнецкое и Климково Александр выучился на авиатехника. Всю войну он прослужил там, потом стал старшим авиамехаником. После войны обслуживал самолёты нового поколения – МиГ-15.
Вернулся Бежин в Малую Вишеру в 1950 году в звании старшего сержанта. За время военной службы был награждён медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и другими. Пошёл работать учителем физкультуры в школу № 24. Через год перешёл в школу № 2, где уже работала учителем химии его жена Нина Фёдоровна. Любовь жизни – авиамодели – не покидала Александра Ивановича, и он организовал авиамодельный кружок. Вскоре ему выделили место в Доме пионеров. Он сумел увлечь детей этим видом спорта, сам участвовал в соревнованиях. В 1976 году на чемпионате страны по авиамоделизму в Киеве Бежину присвоили звание «Мастер спорта СССР».
В 1993 году Александра Ивановича не стало. На памятнике, установленном на его могиле, изображён на барельефе самолёт, устремлённый вверх, в маловишерское небо.
Работа авиамодельного кружка
Авиамодельный изначально был одним из кружков детской технической станции (ДТС), которая появилась в 1934-1935 учебном году. Тогда она располагалась в деревянном доме на улице Новгородской (до настоящего времени дом не сохранился).
Нет ничего удивительного в том, что поначалу не было чёткого разделения на кружки. Дети порой сами приходили со своими идеями – собирать модели железной дороги, педальный автомобиль и т.д. Позже появились фото-, радио-, авиамодельный кружки, и некоторые ребята ходили сразу в несколько, ведь интерес был огромный ко всему. Но самый большой – к авиамоделированию: к 1938 году было уже три группы по 10-15 человек каждая. Всё это произошло и благодаря поддержке Осоавиахима, да и другие факторы сыграли роль. Авиация была очень популярна, особенно после рекордных полётов Чкалова и Громова через Северный Полюс в Америку. А в кружке была возможность получить знания по теории авиации, истории её развития, можно было научиться читать чертежи и карты, была возможность придумать, вычертить модель самостоятельно и, наконец, изготовить её и заставить полететь. Какое счастье для мальчишки, даже не описать словами! При этом каждый овладевал навыками столярного, слесарного дела и многими другими.
Изначально кружком руководил директор ДТС С.Н. Архипов. Как мудрый руководитель, он сразу стал подталкивать детей к овладению знаниями. Сначала ребята сдавали нормативы на значок «Ю.А.С.» (Юный Авиастроитель), а в 1938 году двое учеников сдали нормативы на звание «инструктор авиамодельного спорта» и получили право руководства авиамодельным кружком. Это были восьмиклассники 1-й средней школы Н. Васильев и Я. Бежин. Они сначала вели занятия в кружке на общественных началах, а позже, с сентября 1938-го, вошли в штат ДТС.
Брат Якова Бежина Александр заинтересовался авиамоделизмом сразу. Позже Яков Иванович вспоминал: «Я записал его в ДТС, когда ему было всего 10 лет. В короткий срок он овладел теорией полёта моделей, навыками черчения, мастерил не только в ДТС, но и дома в свободное время. Очень быстро начал конструировать модели сам. Его отличала аккуратность в изготовлении деталей, сборке, способность доводить дело до конца. Он быстро обогнал других кружковцев в овладении этим делом. От Маловишерской ДТС ездил на областные соревнования в Ленинград. А в возрасте 13 лет уже участвовал в составе команды от Ленинградской области в 12-х Всесоюзных состязаниях летающих моделей, проходивших в 1938 г. в Крыму в г. Коктебель. Помню, оттуда вернулся в форменной гимнастёрке с голубыми петлицами. В том же году Саша сдал нормативы на значок и получил право руководить авиамодельным кружком». Через два года Я. Бежин и Н. Васильев уволились в связи с окончанием школы, и кружок возглавил Александр, он работал там до самого начала войны.
По возвращении Александра Ивановича в 1950-м году в Вишеру ему снова предложили руководить кружком. Он согласился и проработал там практически до конца своих дней. По сей день ученики с благодарностью вспоминают своего учителя. Ведь это он научил их работать, мастерить, верить в свою мечту. Многие поступили в авиационные институты, окончили их и работали в авиации. А другие пусть и не связали свою жизнь с небом, научились подходить к любому делу ответственно, доводя его до конца. Ученики Бежина сами признаются, что благодаря тем занятиям им по плечу любые ремонтные работы.
После смерти Александра Ивановича кружок возглавил Владимир Васильевич Ильин. Время было очень тяжёлое, достать материалы было непросто. В 2000-х кружок постепенно распадался. У ребят появились другие приоритеты, финансирования не хватало. Может и хорошо, что Бежин не застал это время.
Продолжение следует