В школу-интернат №5, что в деревне Подберезье, дети не ходят. Они здесь живут. И у каждого своя история.
Юлия КУЗЬМЕНКО
Фото автора
Одних забрали от пьяниц-родителей, других, что особенно страшно, возвратили приемные семьи, не сумевшие найти с ребенком общий язык. Третьих привели мамы или бабушки – отдали под крыло государства на время, пока не закончится «черная полоса».
Сегодня в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, живут 62 ребенка со всего региона в возрасте от 7 до 18 лет. Преимущественно это ребята из областного центра и Новгородского района. Причем круглых сирот наберется с десяток. Остальные, как говорится, сироты при живых родителях.
Знакомство с воспитанниками интерната началось едва я переступила порог школы. Ко мне подбежал шустрый, любознательный мальчуган. Он охотно проводил меня до кабинета руководителя, вежливо предложив донести сумку.
На должность директора интерната Евгения Ткачёва была назначена в 2012 году. Прежде работала в городском комитете образования, а до этого 15 лет посвятила гимназии №2 Великого Новгорода, которая пользуется огромной популярностью у горожан.
Подберезская же школа-интернат была и остается учреждением специализированным, хоть приставка «коррекционная» в названии давно отпала. Большинство ребят имеют особенности интеллектуального развития и обучаются по адаптированной программе. Впрочем, в интернате живет немало детей, которые ходят в обычную, общеобразовательную школу.
– Не могу сказать, что встретили меня с распростертыми объятиями, – вспоминает события шестилетней давности Евгения Фёдоровна. – Как и любой новый человек в коллективе, я прошла проверку на прочность.
Чаще всего в школу-интернат поступают дети не из лучшей среды. Их израненным душам поначалу трудно привыкнуть к стенам интерната. На помощь приходят педагоги, воспитатели, медики, психологи и все, кто здесь работает. Спустя некоторое время происходит невероятное – дети становятся одной большой и дружной семьей, казенный дом – родным, а годы, проведенные здесь, вспоминаются как «золотое» время.
– В чем секрет успеха? – интересуюсь у директора.
– Единого рецепта не существует, к каждому воспитаннику нужен свой подход. Наша задача – сделать из них сплоченный коллектив, создать условия, максимально приближенные к домашним. Постепенно, шаг за шагом, только добрым словом и делом важно показывать ребенку, что он хороший и может быть еще лучше.
Частная территория детства
Уют, которым в школе-интернате окутан каждый уголок, – первое, что бросается в глаза. Начнем с того, что живут дети не в группах, а в квартирах, и в каждой из них – три спальни, гостиная и санузел. Вместе с директором я побывала на частной территории детства.
На часах 15.00, но «хозяев» дома нет. Ближе к вечеру они соберутся в гостиных – будут рисовать, плести из бисера, собирать алмазную мозаику, играть в приставку или просто общаться и смотреть телевизор. Разумеется, под контролем воспитателей.
Чистоте и идеальному порядку в спальнях можно позавидовать. Кровати заправлены одинаковыми покрывалами, им в тон – занавески. У девочек помладше на тумбочках стоят игрушки, у барышень-старшеклассниц преобладает косметика. На стенах в мальчишеских комнатах гордо красуются доказательства различных спортивных побед. Рядом заботливо помещены в рамочки фотографии родных и близких. Я смотрела на них с грустью...
Драмкружок, кружок по фото
– Евгения Фёдоровна, а дети где?
– Сегодня четверг, в школе-интернате «Единый день». После уроков и вплоть до шести вечера воспитанники посещают разные занятия спортивной, художественно-эстетической и познавательной направленности. Это помогает им определиться, к чему больше лежит душа.
Идем в тренажерный зал. Вот, например, Алеша Кузнецов и Дима Алексеев – подтянутые парни, по всему видно – спортивные. Кажется, выработали все силы на тренажерах, но нет. Немного передохнув, отправляются на секцию по мини-футболу, которую ведет Юрий Иньков, учитель физкультуры с 33-летним стажем. Кстати, мужчин-педагогов в интернате всего двое. Преподаватель ОБЖ и организатор стрелкового кружка Ильдус Мукеев – подполковник запаса, военный летчик, командовавший целой дивизией в Кречевицах.
Выплеснуть накопившуюся за день энергию можно и в актовом зале. Здесь дети готовятся к школьным мероприятиям, коих проводится несчетное множество, поют любимые песни и танцуют. Особенно популярны в молодежной среде флешмобы. Один из таких мне с удовольствием продемонстрировали девочки. Я познакомилась с двумя подружками – Таней и Ритой. В интернате они живут два года. Учатся в Подберезской средней школе. На сцене девчата держатся свободно, хотя артистками себя не считают. Таня говорит, что увлечена волейболом, а у Риты уже есть медаль за второе место в «Кроссе наций».
Наши в Италии
– Одна из задач, которая стоит перед всем коллективом, – научить детей искусству жить среди людей и не потеряться в поисках места под солнцем, – отмечает Евгения Ткачева. – Мы стараемся быть открытыми для социума, чтобы общение детей не ограничивалось стенами интерната. Дети много путешествуют по России и за ее пределами, дважды ездили в Италию, бывали на Кремлевской ёлке. Они часто гостят в Северной столице, посещают там музеи, играют в футбол с командами знаменитостей. Во многом это стало возможным благодаря нашим друзьям и партнерам. Среди них представители силовых структур Новгородской области – ФСБ, УМВД, службы судебных приставов, работники прокуратуры. Нам оказывают поддержку компании «ИКЕА Великий Новгород», «Сбербанк», «Новобанк», «Великоновгородский Мясной двор», а также благотворительные фонды «Катрен», «Шаг навстречу».
Так, Бедрос Киркоров помог школе оборудовать кухню для уроков кулинарии. Дети умело пользуются мультиваркой, посудомоечной машиной, духовкой, микроволновой печью. Также в рамках предпрофильной подготовки воспитанники овладевают азами штукатурно-малярного дела и по науке подходят к огородно-садовым работам. Рассаду в прежние годы агроклассники выращивали по-старинке: на подоконниках и столах. Нынче ожидается новинка – стеллаж с подсветкой.
Время перемен
А еще в Подберезскую школу-интернат впервые за 56 лет пришел глобальный ремонт – изменится внешний облик здания, станет комфортнее и внутри.
– Время ремонтов в интернате началось около шести лет назад, – уточняет Евгения Ткачёва. – Серьезные преобразования коснулись крыши, ограждения, установки спортивных площадок. В 2017 году учреждение попало в программу капитальных ремонтов, финансируемых из резервного фонда президента России, и получило 20 миллионов рублей. Средства направлены на ремонт фасада и отмостки. Надеемся, что обновленное здание порадует всех, особенно детей. Они находятся здесь круглосуточно и круглогодично, поэтому комфортные и безопасные условия пребывания играют определяющую роль.
– Евгения Фёдоровна, а с выпускниками связь поддерживаете?
– Мы следим за их судьбами, они и сами нас навещают, звонят, пишут, рассказывают. Радостно слышать, когда у ребят все удачно складывается. Андрей Николаев, к примеру, ушел после 9-го класса, потому что решил пораньше встать на ноги. Отучился в техникуме, отслужил в армии (а это заветная мечта каждого интернатовского мальчишки), обзавелся семьей, получил жилье в Броннице, работает водителем. Молодец парень! Василий Раков выпустился четыре года назад, получил квартиру в Чечулине, также работает. Его сестра Света выбрала профессию швеи, воспитывает ребенка. Есть у нас и счастливая история любви. Илья Волков и Василиса Рылова начали дружить еще в интернате, потом учились в городе Боровичи, теперь создали семью и переехали в Пестово.
К слову, далеко не каждый ребенок, попавший в интернат, остается в нем до окончания обучения. Детей, особенно маленьких, забирают в приемные семьи. Только за текущий учебный год свою семью обрели семь воспитанников. Наверное, это правильно. Ведь как бы ни было комфортно и надежно под защитой государства, ничто не заменит тепло родительского дома.