В начале апреля в библиотеках района ежегодно проходят мероприятия в рамках программы «Неделя детской книги».
Но как сделать так, чтобы книга оставалась с ребенком навсегда?
Уважаемые читатели, не случалось ли вам во взрослом возрасте держать в руках детскую книгу? Надеюсь, что да. В детстве мы их просто читали, а теперь стоит посмотреть на них другими глазами. Эти яркие издания предназначены для того, чтобы познакомить с окружающим миром маленького человечка. Ребенок воспринимает мир не так, как взрослый. Он хранит в душе чистую радость узнавания и удивления. В его детском сознании больше места для прекрасного.
С годами мы в разной степени утрачиваем эту способность. Но зато мы можем уже сами выбирать книги для своих детей, руководствуясь не только изысками современной полиграфии. Книги помогают детям адаптироваться к миру взрослых, знакомят с его сложностями, учат мыслить, чувствовать, правильно поступать, общаться.
Это несомненная помощь в воспитании вечно занятым родителям. А проводником в этот мир может стать библиотекарь. Давайте мы отправимся в царство книг — городскую детскую библиотеку и поинтересуемся у ее заведующей Елены Николаевны КУЗНЕЦОВОЙ
— Что такое детская литература?
— Это раздел библиографии, который возник сравнительно недавно. До середины 18 века дети в Европе читали примерно то же, что и родители, преимущественно Библию. Также они зачитывались «взрослыми» романами «Робинзон Крузо» Д. Дефо и «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта. Столетие спустя, они полюбили сказки братьев Гримм. В России в 17 веке иеромонах Савватий написал одиннадцать стихотворений специально для детей. Позднее детские книги создают учитель царевичей Алексея и Фёдора писец Московского печатного двора Карион Истомин. В 18–19 вв. для детей писали С. Аксаков, А. Шишков, А. Погорельский и другие. А в начале 19 в. появляются первые детские журналы. Таким образом, взрослые постепенно поняли, что детям необходимы книги, написанные специально для них.
— А что сейчас читает подрастающее поколение?
— Ребята младшего возраста любят добрые книжки о животных. Им нравятся сказки, приближенные к жизни. Эта тема на все времена. Конечно, тут есть и познавательный момент. Сегодня всем очень не хватает живого общения. Дети живут в замкнутом мире. Это раньше они находились всегда под присмотром взрослых. Не только родителей, а любого другого человека, потому что все были неравнодушны. Теперь и гуляют мало, и гаджеты очень отвлекают от реального мира. Печально, что порой и в библиотеку приходят с телефонами, даже в читальном зале с ними сидят. Мы не противимся, тем более, что потом ребенок сам откладывает его в сторону и проявляет интерес к книге.
Популярна литература придуманного мира — фантастика и приключения. Подростки выбирают книги о любви. Спрашивают зарубежную классику. Одно время была волна чтения Р. Бредбери: «Вино из одуванчиков», «451 градус по Фарингейту». Что удивительно, русская классика им тоже нравится: М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, очень любят «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина. Собственно, мало что изменилось...
— Но все-таки читают?
— Безусловно. Я хочу оспорить современный миф о том, что детям чужда литература. Тут очень многое зависит и от учителя. Низкий поклон Татьяне Александровне Митрофановой, которая много лет работала преподавателем русского языка и литературы в городской школе № 3. Она всегда советовала ребятам «непрограммную» литературу. Приходили. Читали. Обсуждали. Дети очень зависимы и от родителей, и от учителей, от друзей, даже от соседей. От всех они перенимают какой-то опыт. По капельке собирают что-то от нас. Каких капель в итоге останется больше? Как это повлияет на развитие личности?
— Вы ведете кружок «Книжная радуга». Это помогает приобщать детей к чтению?
— Да. Получается. Сначала приходили просто пообщаться. Постепенно начала давать небольшие задания. Сама много готовилась. Потом уже наши встречи стали наполняться насыщенными рассуждениями. В этом учебном году выпускники кружка уже порадовали своими выводами. Ребята подросли и сами поняли, как важна для них книга. А мне это бальзам на душу. Это очень приятно...
— Как маме подростка, мне порой хочется посоветовать книгу сыну. С чего начать?
— Когда читают родители — читают и дети. Очень нужно порой и нам самим почитать о них. Хорошо читать с детьми и о детях. Например, в сборнике Альберта Лиханова есть две главы: «Взрослые и дети» и «Дети и взрослые». Чувствуете разницу? Подобные книги помогают ребенку определить позицию среди взрослых и среди ровесников. Все ещё актуален Владимир Железников, с творчеством которого интересно и полезно будет познакомиться даже взрослому. Его книги «Чучело», «Чудак из 6 «б» заставляют задуматься каждого, ведь жизненные ценности для всех возрастов едины.
— Советская детская литература и современная ...Между этими понятиями есть пропасть?
— На эту тему можно долго рассуждать, хотя, на мой взгляд, важнее другое: хорошая литература или нет. Знакомство ребенка с книгой, конечно, стоит начинать с книг, проверенных временем, советской классики: Агнии Барто, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского. Но современные маленькие читатели с интересом выбирают также Григория Остера, Андрея Усачева, Сергея Козлова. Литература есть. К сожалению, библиотеки не всегда в полной мере могут отразить это разнообразие.
— Библиотеки стараются идти в ногу со временем. У вас есть своя группа в социальной сети. Там вы советуете книги для детей разного возраста, даете советы родителям, делитесь интересными фактами... Это привлекает читателей?
— Да, конечно. Отрадно, что подписываются и представители других городов... Читательские вкусы важно и нужно формировать. На Интернет-площадке мы рассказываем и о писателях Окуловского района.
В нашем городе много одарённых людей. Хочется знакомить их с ребятами, сделав акцент на том, что они живут среди нас. Здесь и сейчас. Хотите верьте, а хотите нет, но волшебники бывают не только в сказках. Да-да, и сейчас я попробую вам это доказать. Не где-то в заморских странах, не за тридевять земель, а в нашей с вами родной Окуловке есть замечательный писатель. И зовут его Сергей Петрович Орехов. Он родился в 1961 году. Окончил в 1985 году электро-технический институт связи им. Бонч-Бруевича в Ленинграде. Вернулся в родной город, работал на заводе радиоизделий, через год запустил автоматизированный участок «Трасса» с первой вычислительной техникой в Окуловском районе. Через три года уже запускал вычислительный центр на Окуловском целлюлозно-бумажном комбинате. С 1992 года, в течение 15 лет, работал генеральным директором корпорации «Семь ручьёв». Вот уже 9 лет пишет детские сказки в стихах...
— Я наслышана о программе встреч со школьниками, которые уже прошли в Новгородской, Ленинградской областях... Расскажите о них подробнее.
— Автор общается с учащимися школ, знакомит со своим творчеством и беседует с ребятами: с 1 по 3 класс темы звучат так: «Самый большой секрет жизни» и «Главный закон школы»; с 4 по 7 класс — «Как стать умным Человеком?»; с 8 по 11 класс — «Как стать счастливым и успешным Человеком?». С 1 сентября 2017 года Сергей Орехов провел в школах 166 встреч по северо-западу России.
— В вашей библиотеке маленькие читатели выбирают книги Сергея Петровича?
— Да, конечно, с большим удовольствием! Мы знакомим ребят с добрыми сказками, «Ёжик Тим», «Приключение Тома», «Ветруша», где в каждой строчке невольно слышится тот самый большой секрет жизни — семья!!!
Сам Сергей Петрович говорит: «Мне есть, что сказать детям. Богатый жизненный опыт за плечами. На примере из детской жизни сообщаю им формулу успеха упорно трудиться, и идти к своей цели. Надо учиться, не тратить время зря, тренировать свой «компьютер», свою голову».
К словам Сергея Петровича стоит прислушаться, ведь кому, как не этому человеку, писать поучительные сказки. У него самого два сына, 5 внучек — 5 солнышек, любимая жена, с которой они идут вместе по жизни со школьной скамьи. Она, кстати, называет творчество супруга «неподдельной миссией добра». Недаром группа окуловского детского писателя на популярном сайте называется «Дедушкины сказки». Дай Бог этой замечательной и дружной творческой семье здоровья, радости, творческих находок и вдохновения. Вот такие у нас волшебники!
Корней Чуковский отмечал: «Цель людей, пишущих сказки, заключается в том, чтобы какой угодно ценою воспитать в ребёнке дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого человека». Мне же хочется добавить, что такой цели хочет достичь и, я уверена, достигает сама Елена Николаевна! Уже 38 лет она показывает дорогу и провожает детей в удивительный мир чтения. Хочется верить, что эта прекрасная привычка читать сохранится у ребят на всю жизнь. А у взрослых пускай ещё не раз появится желание привести своего ребенка в детскую библиотеку.
Подготовила
Марина ПАСКУЛЬ
Фото автора и из архива
семьи Ореховых