Воскресенье, 27 октября 2024

Редакция

Новая Соль и Новая Русса глазами образованного почтмейстера

Сегодня мы продолжаем цикл очерков о двух Мшагах, Воскресенской и Ямской, который начали с лирического повествования о хранительницах древнего фольклора, деревенском ансамбле мшагских бабушек («Авзия, Австрика, Америка пузатая, и тая вострепещется!», «Шимские вести» от 6.04.2018 г.).

Надо бы сначала вспомнить о наиболее раннем расселении ильменских словен (VIII–X веков). Это были крупные поселения на берегах речки Мшага при её впадении в Шелонь. В Шимском музее есть немало исторических сведений и даже целая экспозиция, посвящённая тамошним солеварням, но о них мы поговорим позже. А начнём с истоков. Рассказывает директор музея-филиала Ольга НОВОЖИЛОВА:

— Деревни по берегам Мшаги в конце ХV века назывались Новая Соль и Новая Русса. Здесь находились соляные ключи, был развит древний промысел солеварения. В конце ХV века в поселении было 22 соляных варницы. Новая Русса (Мшага) лежала на перекрёстке важных торговых путей: сухопутного — из Новгорода в Псков — и водного: Ильмень–Шелонь–Уза-волок в Череху–Великая–Псков. В ХVI веке там был учреждён ям.

В случае закрытия шведами пути по Неве можно было спуститься в Финский залив по Псковскому и Чудскому озёрам и реке Нарове. Существовал и другой обходной путь — Ильмень–Шелонь–Мшага–Киба, волок в Лугу и вниз по Луге в Финский залив. Новая Соль являлась центром Новосельского кормления, в который входили погосты: Медведь, Струпенский, Дворецкий, Любыньский, Свинорецкий и Мусецкий. В деревнях хорошо сохранились места, в которых брали воду для варки соли. Была высокая буровая скважина, а солёная вода по деревянным желобам текла в печи, в которых выпаривали соль. Недалеко от берега Мшаги расположены два небольших озерка. Вода в них даже в сильные морозы не замерзает. А на дне — лечебные грязи. Места эти очень интересны в научном и историческом плане. Здесь находят бронзовые накладки, глиняную посуду, «чешуйки» — копейки на Руси.

— Ольга Александровна, в очерке об этом древнейшем селении, написанном Руфом Игнатьевым, в предисловии говорится, что Мшага была первоначальным местом работы автора по почтовому ведомству и его проживания при переезде в Новгородскую губернию. Ещё там сказано, что именно он первым определил место Шелонской битвы.

— Мшага была известна по «бываемой там в первую пятницу после праздника святого Пророка Илии (сейчас 2 августа) ярмарки, продолжающейся обыкновенно в течение трёх дней при многочисленном стечении народа из всех этих мест». Об этом писал, в числе других историков, и Руф Игнатьев. Местные жители отмечали тогда праздник святой мученицы Параскевы Пятницы, хотя память её вспоминается церковью в октябре. По изустному преданию или местной легенде, в Ильинскую Пятницу в разные времена совершились чудеса. Народ приписывал их заступничеству святой, которой молился тогда мшагский люд. Одно чудо было такое: прекратился падёж скота во всём Новгородском округе, а другое такое: «червь, ниспадший в виде града», истреблён был внезапно налетевшими птицами во время молебна.

Руф Игнатьев окончил, ко всему прочему, Парижскую консерваторию. Одно время он служил подрегентом в синодальном хоре московского Успенского собора

— Чем дольше живу, тем сильнее убеждаюсь, что Россия наша, несмотря ни на что, хранима самим Всевышним, иначе и немыслимо понять, как она до сих пор держится. И привычная школьная история, по-советски рассказывая нам о прошлом, немного искажённо преподносила исторические факты, и после открытия многих, раньше не доступных рядовым гражданам архивов тоже сложно разобраться — где правда, где полуправда, а где и вымысел, если не сказать «ложь».

— Игнатьев, например, пишет о том, что «... Когда свыше хранимая Святая Русь, сбросив с себя тяжкое иго татар и отдохнув от рабства, крамол и междоусобий, воздвигалась на новом, незыблемом основании государства самобытного, самодержавного — тогда политика Иоанна, одного из замечательнейших владык России, обратилась на Новгород, славный богатством, оружием и иностранной торговлей, входя в состав Ганзейского союза. Иоанн настоятельно требовал прав своих на обладание Новгородом, он же не покорялся Иоанну». Есть исторические сведения, как обладатель России с мечом пришёл в землю Новгородскую. Князь Даниил Холмский сжёг Старую Руссу, но главная рать собиралась за Шелонью, на Мшаге (Шелонская битва 1471 год). Она состояла из 40 000 отборных воинов, командовали которыми посадники Василий Казимир и Дмитрий Борецкий. Новгородцы заняли это место в ожидании помощи Литвы, но не дождались. Холмский первым бросился на коне в Шелонь, а за ним вся рать московская. Сорок тысяч новгородцев бежали от пяти тысяч москвичей и гибли без сопротивления. Они потеряли 12 000 убитыми, 2 000 было взято в плен, в том числе и оба полководца.

— Ну да, и, как писал в очерке «Мшага» Игнатьев, весь обоз и казна достались москвитянам. А те не хотели пользоваться ни имуществом новгородцев, которых они считали изменниками, ни даже их оружием — всё побросали в Шелонь.

— Победа открыла Иоанну III путь к обладанию Новгородом. Это было 14 июля 1471 года, день этой битвы назвали Московским погромом... Жители Мшаги и окрестных мест долго хранили предание о великом побоище, и показывали место, где оно происходило. Старые люди показывали курганы и сопки, в которых, якобы, покоится прах побеждённых Даниилом Холмским новгородских ратников.

В царствование Ивана Грозного, в 1571 году в Мшаге существовал род таможенной заставы для сбора пошлин. Об этом упоминается и в царском судебнике. Над нею начальствовал государев дьяк Семён Мичурин, он же надзирал за почтами и ямами. Вероятно, что основание в Мшаге яма относится к этому времени.

— Нашла я в Википедии информацию о Руфе Гавриловиче Игнатьеве. «Годы жизни (1818–1886) — русский историк-краевед, археолог, фольклорист, источниковед... С 1848 года служил на почте в Новгородской губернии, с 1849 года — ведущий историко-краеведческий автор «Новгородских губернских ведомостей».

— Примерно в то время Мшага принадлежала к ведомству государственных имуществ. Жители, кроме «почтовой гоньбы», занимались извозом товаров и разной торговлей. Мимо Мшаги проходили Шелонью суда и барки с хлебом, лесом, льном и прочими товарами, идущие в Сольцы. Они всегда приставали к берегу в Мшаге. Там были лавки для торговли мелким товаром — особенно много их было в дни ярмарок, находился этап, а в 1835 году учреждена для гренадерского корпуса и военных поселений почтовая контора. В то время, видимо, и собирал по крупицам историю наших мест Руф Игнатьев. И благодаря ему, например, стало известно, что в феврале 1545 года, перед походом Ивана Грозного на Казань, прислан был в Мшагу какой-то Никита Владыкин, вероятно дьяк, и с ним подьячий Богдан Рукавов, чтобы собрать с Шелонской пятины ратников, пороха и свинца. В инструкции, им данной, Мшага названа Пшагой и Новой Руссой. По тем историческим документам в ней значился 131 тягловый двор.

Когда в 1565 году Россия была разделена на Опричнину и Земщину, западный берег Шелони вошёл в состав первой, а восточный, где Мшага, принадлежал к Земщине и управлялся боярами. Сюда, в Мшагу, приезжали шведские уполномоченные для политических переговоров с Новгородскими наместниками.

В письменном наказе от 1612 года, хранящемся в Новгородской Софийской библиотеке, королевским наместником Новгородской области назван Якоб Делагарди. Полное его имя Якоб Понтуссон Делагарди, шведский военный и государственный деятель, активный участник событий так называемого смутного времени. Из-за подчинения московских бояр польскому королевичу Владиславу оккупировал Новгород, Тихвин и другие города северо-запада России, чтобы продвигать на русский трон кандидатуру шведского принца Карла Филиппа. Во главе шведского войска Делагарди одержал победу в битве под Бронницей, осаждал Псков и в 1617 году участвовал в заключении Столбовского мира. Так вот именно он был послан в Новгородские земли, и во Мшагу в том числе, «править пошлину нещадно». В это время окончился настоящий торговый быт Шелонской пятины, которого не поколебали ни падение Новгорода 1478 года, ни разорение его в 1570 году Иваном Грозным. Бояре и монастыри московские владели уже тогда многими землями на пятине. В 1615 году Мшага вошла в состав Новгородского округа.

Много бед перенесла Мшага и в дореволюционные годы, и во времена сталинских репрессий, и в годы Великой Отечественной войны. Более поздняя, современная история Мшаги не менее интересна, но многих и многих учёных-археологов она привлекает именно как древнейшее поселение на берегах реки Мшаги славян, или словен. По этому поводу уже в наши дни возникали там даже судебные тяжбы. Но это уже отдельная история.

Записала
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
Фото предоставлены
музеем-филиалом
и из Интернета

 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА