Далеко не все участники Всероссийской олимпиады по технологии уверены, что на карте страны есть город Великий Новгород. Но про посёлок Неболчи знает каждый.
Сергей Валдемарович Хельштейн со своими воспитанниками участвует во Всероссийском этапе олимпиады на протяжении 14 лет (всего она проводится 19 лет). За этот срок всего один раз неболчане вернулись домой без призера. И вот уже дважды мальчишки из далекой провинции брали первое место «на России». В апреле этого года с победой домой вернулся неболчский одиннадцатиклассник Александр Платонов.
Цикл таких вот побед — явление уникальное. В масштабах области, страны и за пределами теории вероятности. Среди представителей 93 регионов воспитанники Хельштейна – единственные выходцы из небольшого поселка. Даже если в финал олимпиады выходят школьники из небольших провинциальных городков, совокупный уровень знаний не дает им шанса пробиться в лидеры. Среднестатистический успешный участник Всероссийской олимпиады – это представитель гимназии крупного промышленного города или региона.
Вот уж на самом деле – таинственная Россия. Что такого особенного в этих неболчских школьных мастерских? На какой таинственной наковальне кует Сергей Хельштейн умных, красивых, воспитанных мальчишек – таких, которым покоряется Россия?
Вот Саша Платонов. Умница, конечно. Говорит, что предмет «Технология» полюбил с 5 класса. На Всероссийском этапе – второй раз, в прошлом году вошел в десятку сильнейших и стал призером. А ведь совсем недавно боялся ехать «на Россию». Даже пытался уйти из школы после 10 класса – лишь бы не ехать на Олимпиаду. А теперь – он победитель и обладатель завидных бонусов. Он сможет поступить без экзаменов в любой из 50 вузов страны (по списку от организаторов олимпиады) и все годы обучения будет получать вполне себе достойную стипендию. Признается, что к победе шел упорно – все лето просидел за учебниками по технологии. Причем штудировал издания 60-х годов прошлого века, утверждает, что в нынешних пособиях знания расплывчатые, а в Интернете – поверхностные. Даже в Санкт-Петербурге ни на одну из предоставленных участникам экскурсий не поехал – готовился. Однако звездной болезнью не страдает – с недоумением вспоминает девочку-олимпиадницу, которая заявила прессе, что всю работу сделала сама, ей никто не помогал. Как так не помогал? Помогали все.
Ведь в школьной программе предмет «Технология» значится только до 8 класса. Потом – занятия факультативные. Учитель, талантливый, внимательный и наимудрейший, и ученик, который хочет всему научиться. А директор школы, Владимир Николаевич Большаков? Он десятки раз беседовал с Сашей – эмоциональным, не всегда уверенным в своих силах («Саша, ты сможешь!», «Саша, ты должен!»). А Светлана Геннадьевна Недельская? Она помогла им с Сергеем Валдемаровичем прорисовать детали части их олимпиадной работы – малютки-пони, обдумывала детали декора. И даже сочинила стихотворение, которым Александр предварил свою защиту проекта – оживив внимание жюри. И по многолетней традиции Светлана Недельская проводила в дорогу – так повелось, на победу. Учитель литературы Светлана Евгеньевна Бурлэдян редактировала текст выступления.
А вот представленное на олимпиаде изделие (декоративную телегу) Александр изготовил действительно сам. Особый предмет гордости – точеные, склеенные по особой технологии колеса. На станке изготовить детали для идеального колеса – это, знаете, ювелирная работа. А еще текстура, фактура, сочетание по цвету. В качестве материала сосна и елка, кое-где – береза.
Кстати, если кто не знает, олимпиада по технологии – это не просто некое изделие, рассмотрев которое жюри торжественно поднимает вверх руку победителя. Это всего лишь один из этапов, причем даже не самый решающий. Все начинается с практической трехчасовой работы. Саша выбрал классику – механическую деревообработку. Точил на станке 2 коклюшки для плетения кружев, для чего разработал чертеж, технологическую карту. В результате получил 38 баллов из 40. 1 балл сняли за чертеж, еще 1 за то, что где-то миллиметры деталей между собой не совпали (в том-то и фишка – они должны быть абсолютно идентичны).
На следующий день – двухчасовой тест. Нужно не просто отметить на бумажке «да»–«нет», все вопросы заданы в открытой форме, и самому необходимо дать на каждый полный развернутый ответ. А еще есть пресловутый вопрос № 26, за который начисляют сразу 10 баллов. Здесь нужно самостоятельно разработать заданное изделие, выбрать по своему усмотрению материал, размеры, вид обработки, инструменты.
За тестовое задание Александр получил 25 баллов из 35, но после его защиты члены жюри добавили юноше еще 2 балла – за логику. В дальнейшем именно эти две единички и понадобились для победы.
И вот защита проекта, той самой тележки с виртуозно исполненными колесами из ели и сосны. В кратком выступлении необходимо пояснить – почему участник изготовил именно это изделие, какие еще варианты имеет в виду, экономическую целесообразность, экологическую часть, разработанную технологическую карту на каждую деталь. Правильно сделанная презентация оценивается в 15 баллов, само изделие — в 20 баллов, еще 15 баллов можно получить за подачу материала. При максимально возможной оценке в 50 баллов Александр получил 46,7. На этом этапе только у двоих конкурентов (кстати – москвичей) баллы были чуть выше, чем у него (порядка 47,3-47,9). Однако общее количество баллов, набранных неболчским школьником, составило 111,7 и превысило результаты соперников.
Сергей Валдемарович подтверждает: Саша — молодец. Победа – она состоит из сотни пазлов, где свое место занимают не только знания, но артистичность, умение выступать перед публикой, гореть идеей, внутренняя дисциплина и даже определенный психотип. Так, по жеребьевке Саше достался 34-й номер из 36 возможных. В итоге за долгие часы ожидания юноша перегорел, ему бы выступить одним из первых... Наставнику пришлось прямо в холле организовывать неотложную психологическую помощь. Слава Богу, все удалось.
– Всего за один год Саша действительно вырос – если на прошлой олимпиаде он получил 58 баллов по практике и тестам, то сейчас – 65. И на станке начал работать почти, как я. Но главное – он использовал и остальные свои таланты, которые напрямую к технологии не относятся, и удачно выступил перед жюри. Например, у его соперников были отличные результаты за тесты и практику – но неудачно презентованный проект сводил все достижения на нет. Вроде бы, то же самое – но не то, — рассказывает Сергей Хельштейн.
Так в чем же секреты мастерства? Сергей Валдемарович улыбается – он уже их раскрыл. Секрет – в детях. За 14 лет таких воспитанников было много – но единой меркой их не измерить. Даже при соотносимо равных знаниях и умениях у каждого – свой потенциал. Педагог может вложить свои знания и ставший уже бесценным опыт участия в олимпиадах (выводы, прогнозы, знание «узких мест»). Но только сам ученик использует их так, чтобы стать или не стать победителем. Или призером – что тоже для любого мальчишки очень важная победа. Да, город дает больше возможностей найти талантливого ребенка и воспитать его. А что же Неболчи – наверное, здесь имеет место традиция побеждать?
Кстати, как складываются судьбы победителей прошлых лет? Сергей Валдемарович утверждает – неплохо. Да, победитель или призер Всероссийской олимпиады получает шанс начать учебу в престижном вузе. Но поступить – мало, нужно еще там удержаться. Большинству ребят это удается – хотя не всё и не всегда идет без сучка и задоринки. Приезжая в Неболчи, они обязательно заходят в школьные мастерские – откуда так удачно стартовал их жизненный путь.
Кира СОБОЛЕВА
Фото из архива
семьи Платоновых