В напряжённой атмосфере прошла встреча марёвцев‑собственников жилья с представителем нового регионального оператора по вывозу твёрдых коммунальных отходов (ТКО) — несмотря на то, что на все волнующие потребителей услуги вопросы были даны чёткие и ясные ответы.
Вместо предисловия
Стоит заметить: ситуация с вывозом и утилизацией бытовых (коммунальных, по новой терминологии) отходов в Марёве развивается циклически — то ухудшаясь, то улучшаясь. До поры-до времени она была относительно благополучной — пока существовал «полигон ТБО» (свалка отходов). После закрытия полигона (не отвечавшего нормам природоохранного законодательства, как выяснилось) возникли большие проблемы. Правда, временные — их довольно оперативно удалось разрешить путём привлечения в район компании «Доррос» из Старой Руссы. Новый поставщик услуги оперативно наладил деятельность по вывозу отходов, с каждым годом вызывая всё меньше нареканий от населения. Отходы вывозились своевременно и по чёткому графику — как от многоквартирных домов, так из частного сектора, в качестве тары для складирования отходов использовались как контейнеры, которыми обзавелись многие потребители услуги (в том числе — на правах аренды), так и полиэтиленовые мешки. Тарифы на вывоз ТКО были не накладными, вполне устраивающими потребителей. «Физические лица» рассчитывались за услугу «налом», процедура сбора средств была отлажена.
(Справедливости ради всё же стоит заметить: экологическая проблема существовала и во времена функционирования «полигона ТБО», и в период работы на территории района «Дорроса». Причём — по вине самих жителей: многие марёвцы уклонялись от выполнения требований экологии и заключения договоров с обслуживающей организацией, выбрасывая отходы и мусор где придётся — на окраинах населённых пунктов, вдоль дорог, загрязняя природу. К сожалению, уровень так называемой «общей культуры» у нас весьма далёк от идеального. Тем не менее, сотрудничеством с «Дорросом» марёвцы были довольны и изменений не желали).
Вмешался «рынок». В конце февраля в областном министерстве ЖКХ и строительства подвели итоги заранее объявленного конкурса по определению так называемых «региональных операторов», призванных заниматься (в соответствии с недавними изменениями в федеральном законе «Об отходах производства и потребления») вывозом и транспортировкой отходов. Рынок данных услуг поделили три региональных оператора, выигравшие тендер — ООО «Спецтранс», ООО «Экосервис» и ООО «Экосети», каждый из которых будет обслуживать свою территориальную зону из нескольких районов.
Марёвский район оказался в зоне, обслуживаемой «Экосервисом», в которую вошли, кроме нас, Крестецкий, Валдайский, Демянский, Шимский, Солецкий, Волотовский, Старорусский, Парфинский, Холмский и Поддорский районы. Два оператора приступили к работе уже с 1 мая, наш включится позднее, на стыке июля-августа. Но перед этим необходимо решить много организационных вопросов, «утрясти» проблемы во взаимоотношениях с потребителями услуги, по возможности, удовлетворив все претензии. Чем и занимаются представители «Экосервиса», встречаясь с населением муниципальных образований. Дошла очередь и до Марёвского района.
«К нам приехал...»
На встречу с руководством района и активной общественностью прибыл представитель регоператора Евгений Мошников. В процессе диалога с марёвцами постаравшийся довести всю необходимую информацию об условиях сотрудничества, «расставить всё по местам». В том числе — с использованием формата «вопрос-ответ».
Известно — всё новое приживается с трудом, возникают определённые сомнения. Соответственно — и вопросы. Их было много. Начиная с порядка заключения договоров, стоимости услуги и порядка обзаведения тарой для складирования отходов и заканчивая периодичностью вывоза и условиями подъезда транспорта к местам погрузки. На все вопросы представитель «Экосервиса» дал исчерпывающие ответы. Обо всём — по порядку.
Договор — это обязательство
Важный момент: отныне договор с обслуживающей организацией обязан заключить каждый собственник жилья в многоквартирном доме и каждый домовладелец — включая проживающих в отдалённых и малонаселённых деревнях, где прежде вопрос утилизации отходов не решался. Отговорки вроде «мы сжигаем отходы, закапываем» и т. п. — теперь не «прокатят»: все будут в «базе данных». «Уклонистов», не оплачивающих счета за вывоз отходов (исходя из условий договора) будут выявлять (через «платёжки») и привлекать к административной ответственности, для начала — в виде штрафа в 5–7 тысяч рублей.
Для опимизации процесса заключения договоров будут привлекаться «уполномоченные люди» из местных активистов (не безвозмездно). С целью координации этих и всех иных действий по взаимоотношениям с потребителями услуги в районе будет ответственный работник, включаемый в штат «Экосервиса» (соответственно, работающий не бескорыстно, а за денежное вознаграждение).
«Контейнерный вопрос» —
наверное, самый сложный из числа обсуждаемых на встрече. Понятное недовольство марёвцев вызвало предписываемое (согластно законодательству) обязательство за свой счёт обзаводиться тарой для отходов. При том, что для жильцов многоквартирных домов в период сотрудничества с «Дорросом» эта проблема уже была решена: на контейнерных площадках были установлены ёмкости в 4,5 куба, которыми пользовались на паритетных началах жильцы нескольких МКД микрорайона — в основном, на условиях аренды. Контейнерами меньшей ёмкости — в четверть кубометра — успели обзавестись и многие частники. Теперь — новые затраты?
Евгений Мошников пояснил: ранее приобретённые контейнеры остаются в распоряжении их собственников, приобретённые в рассрочку можно выкупить по остаточной стоимости. Сложнее — с МКД: использовавшиеся до этого ёмкости не являются контейнерами, поэтому необходимо приобретать новые, пластиковые, объёмом 1,1 кубометра, по цене 15,5 тыс. руб. «Вскладчину» — например, на несколько десятков собственников квартир нескольких МКД — размер «взноса» выйдет не столь большим. Кроме того, есть возможность приобретать контейнер с рассрочкой платежа (на полгода), либо брать в аренду (500 рублей в месяц — на всех пользователей).
Что же касается домовладельцев частного сектора, на них условия аренды или рассрочки при приобретении тары для отходов не распространяются — это накладно для организации. А вот использование привычных для многих «спецмешков» — не возбраняется. Пока. Представитель «Экосервиса» справедливо заметил, что для потребителей услуги это невыгодно финансово: за 10 лет (на такой срок пришёл к нам региональный оператор) затраты на мешки значительно превысят единовременные траты на контейнеры ёмкостью 0,25 кубометра, которые организация предлагает по цене 2 тысячи рублей.
Так или иначе, но тарой для отходов обязан обзавестись каждый домовладелец. При этом — могут быть и определённые «накладки»: как заметил один из участников встречи, некоторые недобросовестные потребители услуги могут пойти на такую уловку — платить за вывоз будут, а приобретать контейнеры — нет, по-прежнему избавляясь от отходов примитивным способом. Такой вариант нельзя исключать, но, думается, со временем злоупотребления будут выявлены. И уклонение от выполнения обязательств «влетит в копеечку».
Смежный вопрос — доступности транспорта регоператора (в распоряжении которого спецмашины «МАН»и «Скания», базирующиеся в Старой Руссе) к местам складирования отходов, главным образом — в отдалённых малонаселённых деревнях. По пояснению Евгения Мошникова, погрузка будет осуществляться только в доступных для проезда техники местах, к которым домовладельцы должны доставлять контейнеры самостоятельно. Ну и об обременении для местной власти: приводить в надлежащее состояние сельские дороги, которые, не исключено, пострадают от проезда мощной техники, — это в её «полномочиях».
О «цене вопроса»
Для начала стоит отметить три важных момента.
Первый — если ранее стоимость сбора и вывоза мусора определяли сами компании, оказывающие эту услугу, то теперь областной комитет по тарифной политик будет устанавливать тариф на весь цикл обращения с отходами.
Второй — если ранее расчёт стоимости услуги «привязывался» к домовладению или квартире, то теперь определяется «почеловечно», с учётом числа проживающих.
Третий — оплата услуги осуществляется не «наличкой», как ранее, а на основании выставляемого счёта — как и за любую другую коммунальную услугу. К сотрудничеству «подключены» почтовики.
Далее. Стоимость услуги определяется исходя из нормативов накопления мусора и установленного тарифа на вывоз одного кубометра отходов. Согласно постановлению областного правительства, норматив накопления мусора на одного человека на сельских территориях составляет: для благоустоенного жилья — 2, 07 кубометра в год, для неблагоустроенного — (преобладающего в нашем районе) — 1,66 кубометра. Тариф на вывоз, установленный для нашего района — в пределах 340–360 руб. за куб отходов.
Для определения стоимости услуги достаточно нехитрых арифметических действий. Возьмём для примера семью из трёх человек, проживающую в неблагоустроеном доме или квартире. Умножаем норматив (1,66 кубометра в год) на тариф (возьмём усреднённый — 350 руб.), получившуюся сумму делим на 12 месяцев, а затем умножаем на количество проживающих в доме или квартире. Получаем порядка 50 рублей на человека в месяц, на семью из трёх человек — 150 рублей. Для обладателей благоустоенного жилья стоимость будет немного больше — порядка 65 рублей на одного проживающего.
Замечу: стоимость услуги зависит только от норматива накопления мусора и тарифа, но никоим образом — не от периодичности вывоза отходов.
Для проживающих в МКД дополнительным, но небольшим обременением станет плата за аренду контейнера (при пользовании этой услугой). Для определения величины «взноса» можно использовать два варианта: делить сумму аренды (500 руб. в месяц) либо на число квартир в домах, либо — на количество проживающих. Первый из названных вариант представляется более справедливым — учитывая, что стоимость услуги за вывоз отходов уже зависит от количества проживающих в квартире. Но выбор — за жильцами.
Напоследок
Как говорилось выше, наш региональный оператор намерен приступить к работе не раньше конца июля- начала августа. До этого времени обслуживать марёвцев будет по-прежнему старорусский «Доррос». В ближайшие месяцы будут решаться организационные вопросы — начиная с заключения договоров. «Прикладные», практические проблемы будут разрешаться на сходах граждан.
Понятно, единовременно все проблемы и «неувязки» не решить: по мнению представителя «Экосервиса», на «утряску», «притирку» и «обкатку» может уйти не меньше года. А консультации по решению практических вопросов — о конкретике процедуры заключения договора, порядке подачи заявки на приобретение контейнера и иных — можно получить в отделе по обеспечению деятельности инфраструктуры райадминистрации. График вывоза отходов будет установлен после согласования с администрациями поселений. Для частного сектора он останется неизменным — один раз в месяц, для проживающих в МКД — будет скорректирован, с учётом использования контейнеров меньшего, чем прежде, объёма.
Анатолий КАСАТКИН
Фото автора