Суббота, 12 октября 2024

Редакция

Святая наука — услышать друг друга...

В напряжённой атмосфере прошла встреча марёвцев‑собственников жилья с представителем нового регионального оператора по вывозу твёрдых коммунальных отходов (ТКО) — несмотря на то, что на все волнующие потребителей услуги вопросы были даны чёткие и ясные ответы.

Вместо предисловия

Стоит заметить: ситуация с вывозом и утилизацией бытовых (коммунальных, по новой терминологии) отходов в Марёве развивается циклически — то ухудшаясь, то улучшаясь. До поры-до времени она была относительно благополучной — пока существовал «полигон ТБО» (свалка отходов). После закрытия полигона (не отвечавшего нормам природоохранного законодательства, как выяснилось) возникли большие проблемы. Правда, временные — их довольно оперативно удалось разрешить путём привлечения в район компании «Доррос» из Старой Руссы. Новый поставщик услуги оперативно наладил деятельность по вывозу отходов, с каждым годом вызывая всё меньше нареканий от населения. Отходы вывозились своевременно и по чёткому графику — как от многоквартирных домов, так из частного сектора, в качестве тары для складирования отходов использовались как контейнеры, которыми обзавелись многие потребители услуги (в том числе — на правах аренды), так и полиэтиленовые мешки. Тарифы на вывоз ТКО были не накладными, вполне устраивающими потребителей. «Физические лица» рассчитывались за услугу «налом», процедура сбора средств была отлажена.

(Справедливости ради всё же стоит заметить: экологическая проблема существовала и во времена функционирования «полигона ТБО», и в период работы на территории района «Дорроса». Причём — по вине самих жителей: многие марёвцы уклонялись от выполнения требований экологии и заключения договоров с обслуживающей организацией, выбрасывая отходы и мусор где придётся — на окраинах населённых пунктов, вдоль дорог, загрязняя природу. К сожалению, уровень так называемой «общей культуры» у нас весьма далёк от идеального. Тем не менее, сотрудничеством с «Дорросом» марёвцы были довольны и изменений не желали).

Вмешался «рынок». В конце февраля в областном министерстве ЖКХ и строительства подвели итоги заранее объявленного конкурса по определению так называемых «региональных операторов», призванных заниматься (в соответствии с недавними изменениями в федеральном законе «Об отходах производства и потребления») вывозом и транспортировкой отходов. Рынок данных услуг поделили три региональных оператора, выигравшие тендер — ООО «Спецтранс», ООО «Экосервис» и ООО «Экосети», каждый из которых будет обслуживать свою территориальную зону из нескольких районов.

Марёвский район оказался в зоне, обслуживаемой «Экосервисом», в которую вошли, кроме нас, Крестецкий, Валдайский, Демянский, Шимский, Солецкий, Волотовский, Старорусский, Парфинский, Холмский и Поддорский районы. Два оператора приступили к работе уже с 1 мая, наш включится позднее, на стыке июля-августа. Но перед этим необходимо решить много организационных вопросов, «утрясти» проблемы во взаимоотношениях с потребителями услуги, по возможности, удовлетворив все претензии. Чем и занимаются представители «Экосервиса», встречаясь с населением муниципальных образований. Дошла очередь и до Марёвского района.

«К нам приехал...»

На встречу с руководством района и активной общественностью прибыл представитель регоператора Евгений Мошников. В процессе диалога с марёвцами постаравшийся довести всю необходимую информацию об условиях сотрудничества, «расставить всё по местам». В том числе — с использованием формата «вопрос-ответ».

Известно — всё новое приживается с трудом, возникают определённые сомнения. Соответственно — и вопросы. Их было много. Начиная с порядка заключения договоров, стоимости услуги и порядка обзаведения тарой для складирования отходов и заканчивая периодичностью вывоза и условиями подъезда транспорта к местам погрузки. На все вопросы представитель «Экосервиса» дал исчерпывающие ответы. Обо всём — по порядку.

Договор — это обязательство

Важный момент: отныне договор с обслуживающей организацией обязан заключить каждый собственник жилья в многоквартирном доме и каждый домовладелец — включая проживающих в отдалённых и малонаселённых деревнях, где прежде вопрос утилизации отходов не решался. Отговорки вроде «мы сжигаем отходы, закапываем» и т. п. — теперь не «прокатят»: все будут в «базе данных». «Уклонистов», не оплачивающих счета за вывоз отходов (исходя из условий договора) будут выявлять (через «платёжки») и привлекать к административной ответственности, для начала — в виде штрафа в 5–7 тысяч рублей.

Для опимизации процесса заключения договоров будут привлекаться «уполномоченные люди» из местных активистов (не безвозмездно). С целью координации этих и всех иных действий по взаимоотношениям с потребителями услуги в районе будет ответственный работник, включаемый в штат «Экосервиса» (соответственно, работающий не бескорыстно, а за денежное вознаграждение).

«Контейнерный вопрос» —

наверное, самый сложный из числа обсуждаемых на встрече. Понятное недовольство марёвцев вызвало предписываемое (согластно законодательству) обязательство за свой счёт обзаводиться тарой для отходов. При том, что для жильцов многоквартирных домов в период сотрудничества с «Дорросом» эта проблема уже была решена: на контейнерных площадках были установлены ёмкости в 4,5 куба, которыми пользовались на паритетных началах жильцы нескольких МКД микрорайона — в основном, на условиях аренды. Контейнерами меньшей ёмкости — в четверть кубометра — успели обзавестись и многие частники. Теперь — новые затраты?

Евгений Мошников пояснил: ранее приобретённые контейнеры остаются в распоряжении их собственников, приобретённые в рассрочку можно выкупить по остаточной стоимости. Сложнее — с МКД: использовавшиеся до этого ёмкости не являются контейнерами, поэтому необходимо приобретать новые, пластиковые, объёмом 1,1 кубометра, по цене 15,5 тыс. руб. «Вскладчину» — например, на несколько десятков собственников квартир нескольких МКД — размер «взноса» выйдет не столь большим. Кроме того, есть возможность приобретать контейнер с рассрочкой платежа (на полгода), либо брать в аренду (500 рублей в месяц — на всех пользователей).

Что же касается домовладельцев частного сектора, на них условия аренды или рассрочки при приобретении тары для отходов не распространяются — это накладно для организации. А вот использование привычных для многих «спецмешков» — не возбраняется. Пока. Представитель «Экосервиса» справедливо заметил, что для потребителей услуги это невыгодно финансово: за 10 лет (на такой срок пришёл к нам региональный оператор) затраты на мешки значительно превысят единовременные траты на контейнеры ёмкостью 0,25 кубометра, которые организация предлагает по цене 2 тысячи рублей.

Такие «контнейнеры» не будут востребованы

Так или иначе, но тарой для отходов обязан обзавестись каждый домовладелец. При этом — могут быть и определённые «накладки»: как заметил один из участников встречи, некоторые недобросовестные потребители услуги могут пойти на такую уловку — платить за вывоз будут, а приобретать контейнеры — нет, по-прежнему избавляясь от отходов примитивным способом. Такой вариант нельзя исключать, но, думается, со временем злоупотребления будут выявлены. И уклонение от выполнения обязательств «влетит в копеечку».

Смежный вопрос — доступности транспорта регоператора (в распоряжении которого спецмашины «МАН»и «Скания», базирующиеся в Старой Руссе) к местам складирования отходов, главным образом — в отдалённых малонаселённых деревнях. По пояснению Евгения Мошникова, погрузка будет осуществляться только в доступных для проезда техники местах, к которым домовладельцы должны доставлять контейнеры самостоятельно. Ну и об обременении для местной власти: приводить в надлежащее состояние сельские дороги, которые, не исключено, пострадают от проезда мощной техники, — это в её «полномочиях».

О «цене вопроса»

Для начала стоит отметить три важных момента.

Первый — если ранее стоимость сбора и вывоза мусора определяли сами компании, оказывающие эту услугу, то теперь областной комитет по тарифной политик будет устанавливать тариф на весь цикл обращения с отходами.

Второй — если ранее расчёт стоимости услуги «привязывался» к домовладению или квартире, то теперь определяется «почеловечно», с учётом числа проживающих.

Третий — оплата услуги осуществляется не «наличкой», как ранее, а на основании выставляемого счёта — как и за любую другую коммунальную услугу. К сотрудничеству «подключены» почтовики.

Далее. Стоимость услуги определяется исходя из нормативов накопления мусора и установленного тарифа на вывоз одного кубометра отходов. Согласно постановлению областного правительства, норматив накопления мусора на одного человека на сельских территориях составляет: для благоустоенного жилья — 2, 07 кубометра в год, для неблагоустроенного — (преобладающего в нашем районе) — 1,66 кубометра. Тариф на вывоз, установленный для нашего района — в пределах 340–360 руб. за куб отходов.

Для определения стоимости услуги достаточно нехитрых арифметических действий. Возьмём для примера семью из трёх человек, проживающую в неблагоустроеном доме или квартире. Умножаем норматив (1,66 кубометра в год) на тариф (возьмём усреднённый — 350 руб.), получившуюся сумму делим на 12 месяцев, а затем умножаем на количество проживающих в доме или квартире. Получаем порядка 50 рублей на человека в месяц, на семью из трёх человек — 150 рублей. Для обладателей благоустоенного жилья стоимость будет немного больше — порядка 65 рублей на одного проживающего.

Замечу: стоимость услуги зависит только от норматива накопления мусора и тарифа, но никоим образом — не от периодичности вывоза отходов.

Для проживающих в МКД дополнительным, но небольшим обременением станет плата за аренду контейнера (при пользовании этой услугой). Для определения величины «взноса» можно использовать два варианта: делить сумму аренды (500 руб. в месяц) либо на число квартир в домах, либо — на количество проживающих. Первый из названных вариант представляется более справедливым — учитывая, что стоимость услуги за вывоз отходов уже зависит от количества проживающих в квартире. Но выбор — за жильцами.

Напоследок

Как говорилось выше, наш региональный оператор намерен приступить к работе не раньше конца июля- начала августа. До этого времени обслуживать марёвцев будет по-прежнему старорусский «Доррос». В ближайшие месяцы будут решаться организационные вопросы — начиная с заключения договоров. «Прикладные», практические проблемы будут разрешаться на сходах граждан.

Понятно, единовременно все проблемы и «неувязки» не решить: по мнению представителя «Экосервиса», на «утряску», «притирку» и «обкатку» может уйти не меньше года. А консультации по решению практических вопросов — о конкретике процедуры заключения договора, порядке подачи заявки на приобретение контейнера и иных — можно получить в отделе по обеспечению деятельности инфраструктуры райадминистрации. График вывоза отходов будет установлен после согласования с администрациями поселений. Для частного сектора он останется неизменным — один раз в месяц, для проживающих в МКД — будет скорректирован, с учётом использования контейнеров меньшего, чем прежде, объёма.

Анатолий КАСАТКИН
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

На детской площадке в д. Озерки  было установлено дополнительное  игровое оборудование

Местные инициативы

Угловское городское поселение использует все доступные возможности для благоустройства территорий во благо своих жителей...

Без хлеба сыт не будешь

Эту простую истину Андрей Политыкин осознал лет десять назад и вернулся из Северной столицы на малую родину в Боровёнку возрождать хлебопекарное производство.

Цыплят по осени считают

До конца года ещё далеко, но земледельцы в Батецком округе уже завершают полевой сезон, да и животноводы примериваются к годовому результату.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА