Вторник, 22 октября 2024

Редакция

Командир корабля

Есть такая профессия — Родину защищать. По примеру своего отца, военного штурмана, с честью прошедшего Великую Отечественную войну, такую профессию выбрал когда-то и ветеран Солецкого гарнизона Трусов Николай Владимирович.

В этом году наша страна отмечает две памятные даты, связанные с защитниками Отечества — 100‑летие со дня образования Красной (затем Советской) армии, а накануне Дня Победы, 7 мая, исполнилось 26 лет Вооружённым силам Российской Федерации. И к этим событиям Николай Владимирович, конечно же, имеет самое непосредственное отношение — начинал он службу в советское время, а пенсионного возраста достиг, уже являясь подполковником Военно-воздушных сил РФ.

Мы встретились с Николаем Владимировичем 9 мая около здания бывшего гарнизонного Дома офицеров после праздничного митинга. Как всегда подтянутый, с гордой осанкой, он находился в День Победы в строю среди таких же ветеранов авиационного полка.

Его отцу исполнился всего 21 год, когда началась война с фашистской Германией, молодой штурман выполнял боевые задания на бомбардировщиках серии «ТБ». После Победы благополучно вернулся домой, продолжил службу в авиации и в послевоенное время.

Николай уже в юные годы мечтал так же, как отец, покорять небо и защищать воздушное пространство страны от врага. Серьёзно готовился к воплощению этой мечты и в результате успешно прошёл вступительные экзамены в Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков имени М. М. Расковой. После окончания заведения в 1973 году командование направило его в 260‑й тяжелый бомбардировочный авиационный полк, располагавшийся около города Стрый (Львовская область, Украина), в качестве правого лётчика многоцелевого самолёта «Ту‑16».

— Это была очень надёжная машина, — поделился воспоминаниями ветеран, — самолёты данной модификации, по-моему, до сих пор успешно эксплуатируются в некоторых странах, например, во Вьетнаме.

Спустя год ответственного и подающего надежды лётчика направили в Рязань, где он получил специальность «командир корабля».

В 1975 году Николай Трусов перебрался в Сольцы и до сих пор здесь живёт и трудится. В то время происходила замена «Ту‑16» на более современные и мощные самолёты «Ту — 22 М3», поэтому командиру корабля пришлось осваивать новый вид техники.

— Летали мы тогда интенсивно, проблем с топливом в советское время не было, — продолжает он, — одновременно осуществлялись полёты 10–12 самолётов.

Отдельная страничка его биографии — выполнение боевых задач в Афганистане. В 1989 году самолёты Дальней авиации базировались на аэродроме у туркменского города Мары. В течение трёх месяцев эскадрилья «Ту — 22 М3» под командованием Николая Трусова выполняла задачи по ликвидации объектов моджахедов и скоплений живой силы противника. Самолёты во время боевых вылетов подвергались реальной опасности, поскольку афганские горы делали доступными летающие цели для имевшихся на тот момент у боевиков средств противовоздушной обороны. Солецкие лётчики неоднократно наблюдали, как по ним с земли производились выстрелы, но, к счастью, они были неточными.

Затем последовали две «чеченские» кампании, в ходе которых самолёты Дальней авиации применяли только фотоосветительные авиабомбы, поскольку использование поражающих боеприпасов могло привести к жертвам среди мирного населения.

В 1995 году после долгого перерыва прошёл парад Победы в Москве. Честь участвовать в воздушном параде была предоставлена и экипажу Николая Трусова. Вместе с ним в стратегическом бомбардировщике в воздухе над Красной площадью находились его проверенные временем и разными испытаниями сослуживцы и надёжные друзья Алексей Волков и Александр Чайковский. Алексей сейчас проживает в Солнечногорске, с ним Николай Владимирович регулярно поддерживает связь, а вот Александр не так давно ушёл из жизни.

В 1998 году Николай Трусов завершил лётную службу, однако до сих пор трудится в гарнизоне на должности авиационного диспетчера, обеспечивая перелёты транспортных и боевых самолётов. Вместе с супругой они воспитали дочь, гордятся 11‑летним внуком и внучкой, которой 11 мая исполнился годик. Его давние увлечения — волейбол, а также рыбалка (удивляется: «Жить рядом с водоёмами и не быть рыбаком?»).

Особое чувство испытывает Николай Владимирович к Дню Победы. И дело, скорее, даже не в его военной натуре и профессии лётчика.

— Мой отец прошёл войну, дядя Коля пропал без вести на Курской дуге, — рассказывает он, — второй дядя в условиях блокады Ленинграда создавал «Дорогу жизни», тётя по отцу чудом выжила в блокадном городе. Мои родные, как и остальные советские граждане, приближали Победу. Вот поэтому день 9 мая так мне дорог.

Сергей ОВЧИННИКОВ
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Фрезерование примыканий на перекрёстке к улице Пионерской

На финишной прямой

Холмичи с нетерпением ждут завершения ремонтных работ на центральной улице города

Поля дарами кормят нас

В воскресенье, 13 октября, свой профессиональный праздник отметили работники сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Осень подводит итоги

На календаре День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Пришло время подводить итоги сельскох...

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА