Как мы уже сообщали, в рамках празднования Дня Победы мошенские школьники, участники ВОД «Волонтеры Победы», навестили Варвару Никитичну Васильеву, жительницу деревеньки Лыткино, что находится в 5 километрах от Мошенского.
Большое впечатление у нас всех оставила беседа с ней – Варвара Никитична пережила нелегкие военные годы, которые навсегда оставили след в ее памяти. Она поделилась своими воспоминаниями и рассказала нам, как сложилась ее судьба.
...в тылу
– Родилась я на хуторе в 1932 году, в семье нас было двое детей: я и старший Ванька. В 1937 году мы с семьей переехали в деревню Бели со своей постройкой. Мама, как и многие сильные, здоровые женщины, устроилась работать в колхоз. Иван пошел в школу в деревню Желнино, помогал дома и в мастерской соседа, потом выучился на тракториста.
В 1939 году мужчин из деревни начали забирать в армию, и в 1941‑ом в нашей маленькой деревеньке из них почти никого не осталось. Призвали и нашего Ивана, юнца совсем. Пареньку восемнадцать лет всего было, и сразу на смерть послали... Помню, он и работал тогда, и девушка него была, хорошая, красивая, Катя Семенова.
Когда война началась, мама целыми днями работала в колхозе и на лесозаготовках. Потом женщин отправляли рыть окопы. Мы тоже не сидели без дела – все ребятишки собирали зерна, колотили лен, во всем помогали по хозяйству. Окончила я четыре класса в одной школе, потом пятый – уже в Мошенской, и все. В 11 лет мне дали быков, гоняла их в одиночку, обрабатывая по 50 соток. За это, помню, угощали иногда маслом и кусочком сахара. Для нас, ребятишек, это было сравнимо с сокровищем в то время.
В деревне жилось сложно, мы голодали, обходились без света, дорог хороших не было. Питались только тем, что выращивали сами, да запасали на зиму: солили огурцы, капусту квасили – и в погреб. А летом снова выходили в поле, работали много, на время никто не смотрел.
Из приятного, доброго и теплого осталось в памяти мало. Вспоминаю вечерки: собирались старшие девушки, вешали лампы, разговаривали, пели песни. Нас тоже иногда приглашали, и я очень любила эти посиделки.
В 1942 году прислали похоронку: Ваня погиб, и неизвестно где. Помню, как сейчас – мать одна дрова заготавливала за два километра от деревни, я на поле работала. Принесли письмо, я прочитала, заревела, пошла к матери вся в слезах. Она села и тоже заплакала.
Когда в 1945 году война закончилось, очень, просто ничтожно мало мужиков вернулось в деревню. Женщины оплакивали и мужей, и сыновей, и братьев. На войне каждый кого-то потерял. Мы потеряли Ванечку.
Да и после войны было очень трудно жить. До сих пор вспоминаю эти годы со страхом и со слезами.
Потом, в 18 лет, познакомилась с мужем, дождалась его из армии, вот и сошлись. Он работал на тракторе в Половникове, так что я его месяцами не видела. Родились у нас двое детей – Коля и Вася. С мужем прожили 44 года, потом и его похоронила. Теперь одна радость и осталась – дети да внуки. Соседи у нас, к большому счастью, очень понимающие, отзывчивые. И по хозяйству помогают, и продукты покупают. Живу на краю деревни, как отшельник, иногда и торговая лавка не доезжает.
В жизни много работ сменила: и в колхозе, и на лесозаготовках, и дояркой. Депутатом меня два раза избирали, и учетчиком была. В целом получается, что сорок лет отработала. Меня награждали, есть и значки и медали. А сейчас, в основном, хлопочу по хозяйству. Недавно ещё и корову, и овец держала, но потом запустила – тяжело стало. Из скотины только кошки остались. Летом огород сажаю, зимой вяжу носки, да радио слушаю.
Нелегкая жизнь досталась нашему поколению. Хоть бы никогда такое не повторилось!
...и на фронте
В феврале 2018 года на базе Мошенской средней школы прошло торжественное мероприятие в рамках реализации проекта «Памяти павших – будем достойны!». На мероприятии присутствовала и Варвара Никитична. Спустя 75 лет после получения похоронки на брата Ванечку (так она его любит называть) она узнала о его судьбе.
Был он красноармейцем и погиб 03 октября 1942 года. Место захоронения: Воронежская область. Конечно, судьбу отдельного человека, особенно в первый, самый тяжелый год войны, проследить очень сложно, практически невозможно. Однако, судить о ней можно по боевому пути подразделения, в котором воевал солдат.
По сведениям, полученным на сайте ОБД «Мемориал», удалось выяснить, что последним местом службы Ивана Иосифовича была 6 Краснознамённая стрелковая дивизия 125 стрелковый полк. Нападение фашистской Германии на СССР дивизия встретила в составе гарнизона Брестской крепости. Защитники ее показали пример высочайшего мужества и героизма.
В первые же дни войны берлинское радио кричало на весь мир, что знаменитая большевистская 6‑ая дивизия полностью уничтожена. Но это было ложью. Орловская Краснознаменная жила и продолжала наносить удары по врагу. Ведя оборонительные бои, она организованно отходила на восток и беспощадно била фашистов на территории Белоруссии. В июле 1941 года 6‑ая стрелковая дивизия, которая находилась на правом фланге 13‑ой армии, оказалась в окружении. Приданный дивизии коммунистический батальон добровольцев‑ленинградцев оказал помощь: бойцы-коммунисты под командованием старшего лейтенанта И. П. Прянишникова бросились в решительную атаку, уничтожили большую часть живой силы противника и захватили в плен штаб батальона. В ночь на 4 августа дивизия прорвалась из вражеского тыла и присоединилась к своим войскам.
В ожесточенных боях за населенные пункты Замостье, Гута-Сенска дивизия нанесла чувствительные потери частям 258‑ой пехотной дивизии противника. Гитлеровцы оставили на поле боя сотни трупов, 30 автомашин, 45 мотоциклов и много оружия. Принимала она участие в оборонительных боях под Брянском, Орлом и Курском. В конце первого года войны дивизия находилась среди тех соединений, которые остановили гитлеровцев на рубеже реки Тима. У города Щигры она прочно удерживала позиции в течение полугода.
В конце июня 1942 года дивизия оказалась на направлении главного удара гитлеровцев, начавших свое наступление в сторону Воронежа. Сдерживая натиск превосходящих сил противника, прославленное соединение под командованием генерал-майора М. Д. Гришина героически воевало на промежуточных рубежах. За восемь дней боев, с 28 июня по 6 июля, дивизия уничтожила 53 танка, 64 автомашины, 4 самолета, много другой техники врага, а также большое количество солдат и офицеров. За эту неделю сильно поредели и части дивизии. Однако они сохранили силы, чтобы сразу после отступления за Дон, без отдыха и пополнения, занять оборонительные позиции в левобережной части Воронежа и дать отпор наседавшему врагу. Воины Орловской Краснознаменной заверили горожан, что приложат все силы, чтобы разгромить фашистских захватчиков под Воронежем. И едва гитлеровцы были остановлены в правобережной части города, как 6‑я дивизия успешно провела частную наступательную операцию.
Здесь, на юго-восточной окраине Воронежа, погиб и был захоронен Иван Иосифович.
Юлия УВАРОВА