Воскресенье, 27 октября 2024

Редакция

Этот страшный день не должен повториться!

«Мама всегда прятала своё огромное горе от меня, чтобы я не видела её невыплаканных слёз по не вернувшемуся с войны отцу — Николаю Митрофановичу Мельникову».

— Она его очень сильно любила. Мой дед оставил яркий след в её душе, так как воспитывал детей один, рано овдовел. И, как мне потом рассказали родные, не находил себе места от потери жены, которая славилась своей красотой и особым умом женским. Видимо, дед мой, словно помешанный от горя, ходил. Ничего не радовало.

Он ушёл на войну, оставив детей у женщины-соседки! Маме было 10 лет, её братишке — ещё меньше. То ли соседка была одинокая, то ли на моего деда виды имела, но взяла детей с радостью! Набожная она была очень. И моя мама рассказывала, как беспрерывно читались в доме молитвы, как на коленях просили Бога. О чём? О том, чтобы вернулся, чтобы смерть мимо его прошла.

Не прошла... Смотрю сейчас на единственную фотографию, где дедушка молодой, в военной форме. Мне кажется, что там три нашивки о ранениях. А потом и нашивать некуда и не что стало. Убили. Убили его 15 февраля 1944 года. Чуть более года оставалось до Победы.

Погиб мой дед, «защищая подступы к Ленинграду», так всегда раньше у нас в семье говорили, так в похоронке было написано. Этими «подступами» оказалась новгородская земля — Поддорский район, деревня Самбатово. Нет её уже больше на карте нашей родины. Как и многих, многих сел и деревень, за которые воевали и погибали на Великой Отечественной войне наши родные.

Нет со мной уже и моей мамы, которая так и не узнала, что побывала я всё же в 2009 году на могиле у её отца там, в Поддорье. Что её тихие слезы вырвались у меня грудным стоном от боли, когда я увидела это воинское захоронение, где лежат тысячи... чьих-то не вернувшихся. Я смотрела на выведенные на металле длинные списки воинских соединений. Они сейчас торжественно обрамляют композицию мемориала.

Впервые я попала в Самбатово в тот страшный для нас год, когда мародёры, в предвкушении получения денег от сдачи металла, сбили все буковки, которые составляли фамилии почти шести тысяч человек! И где-то у них в коробках или мешках, не знаю, в чём ещё они тащили этот для меня бесценный груз, лежали порознь фамилия, имя и отчество — Мельников Николай Митрофанович. Одна судьба. Один человек. Один из тех, кто стал защитником Поддорского района.

Спасибо всем, кто внёс свой посильный вклад в реконструкцию мемориала, спасибо за то, что мы, потомки, можем приехать сюда!

Знаю, что 22 июня, в день 77‑й годовщины начала войны, придут к мемориалу в Самбатове местные жители, хочу надеяться, что приедет кто-то из родных, чтобы память почтить. Будут в этот день поисковики проводить захоронения останков найденных в поисковых экспедициях солдат. Будут траурный митинг и минута молчания...

Этот страшный день — день начала войны не должен повториться! Не должны умирать молодые люди, отцы-мужчины, чьи-то деды, не увидевшие своих внучат. А к нашим родным пойдут в этот день с поклоном местные жители.Спасибо им за память!

Автор письма подписалась именем Лариса.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА