Почему у нас всё, или почти всё, делается «шиворот навыворот»? Своим мнением по некоторым аспектам этой «неувядающей», вечной проблемы российской действительности делится житель деревни Афаносово Владимир ТАРАСОВ.
— Дороги, как известно, одна из двух главных российских бед, стоящая в «рейтинге» на втором месте. А первая — всем известна.
Дорога на Афаносово, «грунтовка», никогда не отличалась хорошим состоянием, но в дореформенные, советские времена, была проезжей в любое время года. Резкое ухудшение наступило в девяностые, с началом массовой заготовки и вывозки древесины, «аукнувшейся» истреблением наших лесов.
«Предпринимателей лесного фронта», озабоченных извлечением доходов, остальное не беспокоило, в том числе — и состояние дорог, которыми пользовались не они одни. Мощная лезовозная техника разбивала «грунтовки» в пух и прах, превращая их в непреодолимое препятствие для легкового автотранспорта. С появлением более мощной техники ситуация всё усугублялась. Приводить же дороги в проезжее состояние приходится за счёт бюджетных средств. Это — справедливо? Почему бы людям, делающим деньги на беспощадной эксплуатации природного ресурса, да при этом наносящим урон «дорожно-транспортной инфраструктуре», не вкладываться в ремонт дорог? Любым возможным способом. Понятно, что транспортный налог, который платят владельцы «большегрузов», покрывает лишь ничтожную долю наносимого ими урона дорогам. Ан нет: удел одних — получение доходов, других — ликвидация нанесённого ими ущерба.
Не впечатляет у предпринимателей и организация труда — безграмотная, по большому счёту. По этой причине массовая вывозка со складов древесины у них почему-то всегда совпадает с весенней распутицей, в то время как зимой, когда дорога «держит удар», процесс идёт вяло. Не исключено — делают так, ориентируясь на рынок, просчитывая время, когда подорожает сырьё. Но нам-то от этого не легче.
Не стала исключением и весна этого года. Более того — так, как нынешней весной, нашу дорогу ещё никогда не разбивали. Раньше страдали только отдельные участки, а тут — вся превратилась в непроезжую. К интенсивной вывозке древесины предприниматели приступили всего за несколько дней до распоряжения о временном закрытии дорог для проезда — на период распутицы. Но за каких-то пару дней наше «направление» перемешали так же, как обычно за месяц — ни проехать, ни пройти.
Замечу: по дороге пролегает маршрут школьного автобуса. Поэтому, как только появляется «техническая» возможность, когда подсыхает, её пытаются приводить в «нормативное состояние» с помощью грейдера. Но грейдерист «профилирует» почему-то только центральную часть дороги, отбрасывая грунт на обочины. В результате получается «корыто», а из-за отсутствия стока воды дорога превращается в грязное месиво.
В конце июня на дороге начался ремонт — в форме подсыпки и выравнивания полотна на отдельных участках. Хорошо бы заодно и сформированные грейдеристами «земляные валы» на обочинах выровнять с дорожным полотном, ликвидировать «корыто».
Песок на дорогу завозят почему-то из Валдая. В то время как рядом, в районе Дёмкина, есть бывший совхозный карьер с подходящим стройматериалом. И участок земли, где он расположен, вреде бы — «не приватизированный», а значит — в муниципальной собственности. Или «объект» документально не оформлен, не «поставлен на баланс»? В любом случае, завозить песок за десятки километров — нерационально, расточительно.
И ещё. За последние десятилетия дорога превратилась в подобие лесной, обочины «оккупировал» кустарник, что резко ухудшило обзор водителям, особенно — на поворотах. Опасно это, провоцирует аварийные ситуации. Неплохо бы параллельно с ремонтом изыскать возможности для решения и этой проблемы. Иначе — недалеко до беды...