Марёвцы постарше ещё помнят учителя Марёвской средней школы Роберта Кузьмича (Густавовича) ВИСНАПА. Был он известный и опытный садовод, огородник и цветовод. Родился он в 1909‑м, умер в 1987 году. Он писал воспоминания, часть из них опубликовал в районной газете «Сельская новь».
Хотелось ему подробно рассказать об эстонцах – жителях Марёвского района. Появились они здесь в последней трети XIX века. Задолго до Столыпина начали осуществлять земельную реформу, названную его именем.
К началу коллективизации многие из эстонцев стали крепкими хозяевами, зажиточными. За что и пострадали. Но и на севере, в Сибири они не пропали, выстояли, добились больших успехов. Достаточно вспомнить двух уроженцев Одоевского сельсовета. Эльмар Аман удостоен Государственной премии СССР за сооружение и освоение самых крупных в мире электростанций, работающих на сланцах. Альфред Виснап участвовал в открытии крупнейших в стране месторождений каменного угля в Кузбассе, каменного угля для металлургии Ирана...
Несколько лет назад от родственников Роберта Кузьмича мне передали его рукописи «О близких и дальних родственниках». В сокращении и передаю воспоминания вниманию читателей.
Анатолий ХИЙР
«Дедушка, Виснап Иван Михайлович, приехал в марёвские края из Вируйского уезда Эстонии в 1873 году с женой и двумя малыми детьми. Арендовал земли у помещиков. С 1881‑го по 1891‑й год жили в Грихнове. Кормили и поили коров у помещицы. Летом Кузьма и старший брат Володя пасли скот. Потом жили в Одоеве и Первовщине.
Умер дедушка весной 1921 года, в половодье. Похоронен в Марёве. Был он среднего роста, довольно плотный, с широкой бородой. В последние годы жизни из дома почти не выходил. Лежал на койке возле печи или косаром щепал лучину для освещения. В годы полные сил он с сыновьями Володей и Кузьмой с осени трепали лён у помещиков. Копили деньги на покупку земель. Земельные участки он приобрёл Эмилии и Кузьме в Первовщине, а Владимиру, Елене и Августу – в Одоеве.
Бабушка умерла рано. Болела после того, как пободала корова.. У бабушки были две сестры и брат. Сёстры вышли замуж за Гулка и Мойстуса.
Дядя Володя с семьёй жили на хуторе в километре от Одоева. Имел сад, пчёл. Своими силами срубил и отделал красивый большой дом. Его в 1931 году облюбовали под сельсовет, а чтобы получить его, произвели дядю Володю в кулаки. Посадили зимой на одни дровни 8 человек и отправили в Сибирь. Дядя Володя вскоре умер. Его сына Александра репрессировали в 1937 году.
Старшего брата Александра, Савелия, не угнали в Сибирь. Он отличался повышенной трудоспособностью, умелый плотник и столяр. Женился он в 1926 году. Сын его Николай живёт в Днепропетровске, а Эдуард – в Эстонии. В последние годы своей жизни Савелий заведовал Одоевским почтовым отделением. Частенько сожалел, что получил маленькое образование. Дядя Володя считал учёбу бесполезным делом, укорял нашего отца за старание дать детям хорошее воспитание... Репрессировали Савелия в 1938‑м, и бесследно потерялся. Замечательный был человек.
Старшая сестра отца вышла замуж за Карла Келлера, погибшего в германскую войну. Дочь Лида осталась сиротой. В гражданскую войну тётя Лена вторично вышла замуж – за Ивана Калька. Лидия вышла замуж за троюродного брата Александра Мойстуса, а их дочь Мета стала женой Ребане. У Меты пятеро детей, одна из дочерей учительствует в Марёвской средней школе. (В настоящее время Маргарита Горкина (Ребане) – заведующая отделом ЗАГС райадминистрации. Примечание редакции). В семье дедушки Виснапа тётя Лена была единственной рыжей, в неё пошла и Лида. Остальные – крепко вороные.
(Продолжение следует)
Анатолий Касаткин
фото из архива редакции