В петербургском энциклопедическом издании «Россия» (1900 год) упоминается о том, что в XV–XVII веках на территории сегодняшнего Маловишерского района – моей малой родины – были основаны поселения. А в 1843 году во время строительства здешнего участка железной дороги на берегу реки Малая Вишерка в 152 верстах от Санкт-Петербурга возникла и сама Малая Вишера.
Из воспоминаний моей двоюродной бабушки Светланы Николаевны Баташовой (дай ей бог крепкого здоровья и долголетия): «Мы жили в двухэтажном доме у самой железной дороги. Рядом – вагоноремонтное и паровозное депо, стекольный завод, большая фабрика-кухня, где питались железнодорожники... На железнодорожных путях цистерны с горючим и грузы на открытых платформах».
Основным местом работы маловишерцев испокон веку были стекольный завод и Октябрьская (Николаевская) железная дорога. Мой дедушка Николай Николаевич Семёнов (Гофман) (1927–1984), вернувшись после войны в Вишеру с будущей женой Ниной Семёновой (он после женитьбы взял фамилию жены), поступил в паровозное депо слесарем-паровозником. Работал бригадиром, мастером механического цеха локомотивного депо. Николай Николаевич рано ушёл из жизни. Жена его Нина Семёнова (1925 г. р.) с 1947 года работала фельдшером в железнодорожной поликлинике, а с 1973-го и до пенсии заведовала здравпунктом в вагонном депо.
Брат деда Владимир (1922 г. р.) работал машинистом паровоза. С первого до последнего дня Великой Отечественной – фронтовик. После войны по призыву ВЛКСМ уехал на Дальний Восток. Водил тяжёлые составы.
Второй брат Борис (1924 г. р.) трудился токарем в вагоноремонтном депо. Девчонки дразнили всех парней, работающих в депо, «сальнопупиками»: от мазута и ещё поди знай от чего те к концу дня были темнее и блестящее негров. Одежда у них вся была пропитана чем-то чёрным, с сильным запахом. Немцы бомбили Вишеру с начала войны. Под прицелом были депо, составы на железной дороге. Особенно досталось вагоноремонтному депо, где и погиб Боря в одну из бомбёжек. Всё сровнялось с землёй. Своей могилы Боря не обрёл...
Моя тётя Вера Николаевна Васильева пришла на работу в маловишерское локомотивное депо в 1979 году оператором по учёту работы локомотивных бригад и трудилась там до выхода на пенсию в июне 2014 года. За время работы освоила профессии бухгалтера и дефектоскописта по магнитному и ультразвуковому контролю. Вера Николаевна неоднократно поощрялась руководством. В 2009 году заняла первое место в конкурсе «Лучший по профессии на Октябрьской железной дороге», в 2013 году награждена медалью начальника ОЖД «За труд и верность».
Мой папа Борис Николаевич Семёнов работал слесарем-инструментальщиком в локомотивном депо с 1993 года. С 2007-го до апреля 2008-го был машинистом компрессорных установок.
Моя сестра Ирина Борисовна Каурова начала работать в локомотивном депо в 2003 году инженером по охране труда и технике безопасности. Она заочно в 2005 году окончила Санкт-Петербургский государственный аграрный университет по специальности «Безопасность технологических процессов и производств». Ирина трудилась в депо до 2017 года, уволилась в связи переменой места жительства, в настоящее время занимается воспитанием маленькой дочери Анастасии.
Сама я стала работать в депо оператором ЭВМ с 1994 года. Поступила заочно в Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта, после завершения учёбы в 2003 году стала работать бухгалтером. В 2012 году награждена медалью начальника Октябрьской железной дороги «За труд и верность». У меня трое детей, дочь Даша и сыновья Фёдор и Илья, они бывали в депо на экскурсиях, которые ежегодно проходят для учащихся школ нашего города. Надеюсь, они в своё время продолжат нашу династию.
Евгения РЕПИНА