Порядка тридцати лет во главе железнодорожной станции Батецкая стояла Марина Григорьевна Князева.
Начальниками не рождаются – ими становятся. Девчонке из глухой деревеньки под Великими Луками ничего не давалось легко. Звёзд с неба не хватала. Всё достигалось ценой огромного, напряжённого труда. Просто так, «за красивые глазки», уважать не станут.
Государство в государстве
Судьба свела её с железной дорогой случайно. Окончив школу, Марина выучилась на стрелочника. Путеводное начало было положено.
Год 1970‑й. Взяв целевое направление от руководства станции Великие Луки, девушка поступила в Ленинградский железнодорожный институт. Так она получила высшее образование.
На станции Великие Луки Марина несколько лет работала дежурной. Молодая, способная. Почему бы не попробовать силы в иной должности?
Следующая станция – Печоры-Псковские, что на границе с Эстонией. Поднабравшись опыта, девушка согласилась на предложение о назначении её заместителем начальника станции.
А вскоре и перспектива повышения по служебной лестнице замаячила. Должность начальника железнодорожной станции Батецкая – шутка ли. Предложили – согласилась, не раздумывая.
Хотя, когда приехала – расстроилась. Воображение рисовало радужные картинки, а действительность оказалось уныло-серой. Как же так?..
Год 1974‑й. Проезжая часть улицы Советской была покрыта жёлтым гравием. Лужи – по колено. Тоска. Неприветливое, гнетущее зрелище...
«Ну нет, – думала Марина. – Так мы не договаривались. Как только представится возможность – уеду. Не век же прозябать в этой Богом забытой дыре».
Два года её вещи простояли в багажном отделении. Только бы подыскать подходящее местечко для переезда, а там... Но вышло иначе.
Встретила любовь, ещё когда училась в институте. Будущий муж Владимир работал помощником машиниста на станции Великие Луки. Поженились с ним уже здесь, в Батецком, и мысли покинуть станцию стали посещать Марину всё реже и реже. А со временем она полюбила посёлок всей душой.
Батецкая железнодорожная станция – узловая. Здесь скрещиваются пути по четырём направлениям: на Великий Новгород (тогда он назывался ещё не Великим, а просто Новгородом), Лугу, Дно и Санкт-Петербург (в то время – Ленинград).
Это была станция второго класса. Сравнительно немаленькая, 130 работников. Под началом Марины Григорьевны были пассажирская, грузовая и служба движения, а также связисты, путевая и гражданская части. И многое другое. Начальник отвечал за любой вопрос, касающийся обеспечения безопасности движения поездов.
На станции Батецкой были свой магазин, собственная котельная, своя железнодорожная милиция. Воистину мини-государство.
Год 1980‑й. Железнодорожный дом сдали в эксплуатацию, заселив в него молодёжь. В их числе оказалась и семья Князевых. Правда, труженикам старшего возраста досталось другое ведомственное жильё, без всяких удобств. Эти так называемые дома-казармы считались временным пристанищем железнодорожников. Но, как выяснилось, нет ничего более постоянного, чем временное. В благоустроенное жильё людей так и не переселили...
И хотя нам прошлого немного жаль...
В 80‑е годы прошлого века началась медленно, но верно прогрессирующая модернизация. Раньше управление стрелками было ручным. Механизм перевода с одного железнодорожного пути на другой представлял собой простое рычажное устройство с противовесом-балансиром. По всей станции стояли маленькие домики – стрелочные посты. Всего их было пять, а смен – четыре. Только старший стрелочник имел полномочия докладывать о готовности маршрута.
Вместо этого стали внедрять устройства электрической централизации стрелок и сигналов. Казалось бы, благое дело – радоваться надо. Однако вместе с чудом научно-технического прогресса пришла грустная необходимость сократить всех стрелочников. Без работы оказались 60 человек. Незаменимость их ручного труда осталась в прошлом.
А там и недоброй памяти перестройка грянула. Перемены не миновали и железнодорожную станцию Батецкая. Все грандиозные планы по её развитию и расширению растаяли как дым. На смену радужным перспективам пришла беспросветная задача-минимум: выживать вопреки всему, оставаться на плаву.
В посёлке свернули деятельность многие предприятия. Некоторые ликвидировались – ПМК, например. Потребность в железнодорожном транспорте как основном грузоперевозчике уменьшилась. Значимость станции снизилась. Такое впечатление, что она тревожно замерла в ожидании чего-то.
Год 1995‑й. Несмотря на снижение объёмов грузоперевозок станции, время не стояло на месте. Подкрадывалась эра информационных технологий. Хотя, надо признать, необходимость компьютерной грамотности в то время не была безальтернативной. «Когда ко мне в кабинет привезли компьютер, я от него отмахнулась, – с улыбкой вспоминает Марина Григорьевна. – Поставила технику на шкаф. Нет уж, увольте. Буду работать по старинке».
Год 2002‑й. По состоянию здоровья Марина Григорьевна вышла на пенсию. Спустя десять лет вокзал закрыли. Вместе с ним – билетные кассы. «За это, конечно, душа болела, – говорит Князева. – Но теперь, похоже, что-то меняется. Вокзал ремонтируют. Глядишь, вслед за этим станция, да и весь посёлок оживут. Так хочется верить в реальные изменения со знаком плюс. Поживём – увидим».
История в именах
– Люди, которые работали со мной на станции, заслуживают огромного уважения, – продолжает свой рассказ Марина Князева. – Благодарна им несказанно. Трудились на износ все без исключения, хоть в летний зной, хоть в снег по самые уши. Ответственные. Терпеливые. Толковые. Очень многих уже проводили в последний путь.
Нина Ивановна Семёнова работала стрелочницей, потом – билетным кассиром. Сейчас она – инвалид по зрению. Справляемся о здоровье Нины Ивановны регулярно, но хотелось бы сделать для неё что-то большее. Да и сами уже обзавелись внуками.
Три года назад ушёл из жизни Валентин Леонтьевич Кисляк, который трудился заместителем начальника станции, дежурным, затем – ревизором. Дороге был предан всей душой.
Всю жизнь проработала дежурным по станции Нина Ильинична Фёдорова, соседка по дому. Приехала она в Батецкий молодой девчонкой после Ленинградского железнодорожного техникума. Так здесь и обосновалась.
Марина Васильевна Авдеева начинала работать машинистом-кочегаром котельной. Тоже пришла совсем юной, без образования. Ничего – выучили, помогли с повышением. Потом она исполняла обязанности дежурной по станции. Сейчас – на пенсии.
Династия Ячменцевых. Роман Сергеевич трудился старшим осмотрщиком. Человек очень обязательный, в его смену я была за станцию спокойна. А его мать в своё время тянула лямку шлакоуборщицы. Дежурной по переезду была супруга Романа Сергеевича – Галина Михайловна. Их сын Михаил после армии пришёл на станцию электромехаником. Его жена Надежда Борисовна устроилась на станцию молоденькой девушкой, была сначала оператором, потом – дежурным. Она и сейчас, кстати, работает. Можно сказать, старейший работник станции.
С благодарностью вспоминаю стрелочницу Веру Филипповну Родионову. Председатель местного комитета, крайне ответственная женщина. Много мне помогала, особенно в первое время после моего приезда сюда. Ныне её уже нет с нами.
Галина Васильевна Дятлова работала билетным кассиром. Супруг также неразрывно был связан с железной дорогой, трудясь бригадиром пути.
Да, были люди в наше время...
Медленно минуты уплывают вдаль
– Сейчас позови меня работать на РЖД – пошла бы. Да никто уж не возьмёт, – смеётся Марина Григорьевна.
Железную дорогу она до сих пор вспоминает и сердечно любит. Трудностей в работе хватало – даже вспоминать о чём-то не хочется. Но и интересно было.
Очень непросто было совмещать работу с семейной жизнью. Могли ведь и среди ночи вызвать, если возникала какая-либо неисправность. Начальник, как известно, за безопасность движения поездов в ответе.
С мужем Владимиром Александровичем они прожили долгую совместную жизнь. Три года назад его не стало, светлая ему память.
Двух дочерей вырастили – Любовь и Дарью. Обе пошли по стезе родителей, окончили железнодорожные институты. Живут с семьями в Санкт-Петербурге. У Марины Григорьевны завидное богатство – четверо внуков. Любят они поприставать к бабушке: «А как раньше жилось?». И бабушка охотно рассказывает. Ещё бы – это её жизнь. Молодость, воспоминания о которой согревают душу. Радость и печаль, забыть которые невозможно. Дела давно минувших дней... Хорошо, что внуки этим интересуются. Значит, не на пустом месте растут.
Валерия ПОДЕНАС
Фото автора