Вторник, 23 июля 2024

Редакция

...А мимо пролетают поезда

Порядка тридцати лет во главе железнодорожной станции Батецкая стояла Марина Григорьевна Князева.

Начальниками не рождаются – ими становятся. Девчонке из глухой деревеньки под Великими Луками ничего не давалось легко. Звёзд с неба не хватала. Всё достигалось ценой огромного, напряжённого труда. Просто так, «за красивые глазки», уважать не станут.

Государство в государстве

Судьба свела её с железной дорогой случайно. Окончив школу, Марина выучилась на стрелочника. Путеводное начало было положено.

Год 1970‑й. Взяв целевое направление от руководства станции Великие Луки, девушка поступила в Ленинградский железнодорожный институт. Так она получила высшее образование.

На станции Великие Луки Марина несколько лет работала дежурной. Молодая, способная. Почему бы не попробовать силы в иной должности?

Следующая станция – Печоры-Псковские, что на границе с Эстонией. Поднабравшись опыта, девушка согласилась на предложение о назначении её заместителем начальника станции.

А вскоре и перспектива повышения по служебной лестнице замаячила. Должность начальника железнодорожной станции Батецкая – шутка ли. Предложили – согласилась, не раздумывая.

Хотя, когда приехала – расстроилась. Воображение рисовало радужные картинки, а действительность оказалось уныло-серой. Как же так?..

Год 1974‑й. Проезжая часть улицы Советской была покрыта жёлтым гравием. Лужи – по колено. Тоска. Неприветливое, гнетущее зрелище...

«Ну нет, – думала Марина. – Так мы не договаривались. Как только представится возможность – уеду. Не век же прозябать в этой Богом забытой дыре».

Два года её вещи простояли в багажном отделении. Только бы подыскать подходящее местечко для переезда, а там... Но вышло иначе.

Встретила любовь, ещё когда училась в институте. Будущий муж Владимир работал помощником машиниста на станции Великие Луки. Поженились с ним уже здесь, в Батецком, и мысли покинуть станцию стали посещать Марину всё реже и реже. А со временем она полюбила посёлок всей душой.

Батецкая железнодорожная станция – узловая. Здесь скрещиваются пути по четырём направлениям: на Великий Новгород (тогда он назывался ещё не Великим, а просто Новгородом), Лугу, Дно и Санкт-Петербург (в то время – Ленинград).

Это была станция второго класса. Сравнительно немаленькая, 130 работников. Под началом Марины Григорьевны были пассажирская, грузовая и служба движения, а также связисты, путевая и гражданская части. И многое другое. Начальник отвечал за любой вопрос, касающийся обеспечения безопасности движения поездов.

На станции Батецкой были свой магазин, собственная котельная, своя железнодорожная милиция. Воистину мини-государство.

Год 1980‑й. Железнодорожный дом сдали в эксплуатацию, заселив в него молодёжь. В их числе оказалась и семья Князевых. Правда, труженикам старшего возраста досталось другое ведомственное жильё, без всяких удобств. Эти так называемые дома-казармы считались временным пристанищем железнодорожников. Но, как выяснилось, нет ничего более постоянного, чем временное. В благоустроенное жильё людей так и не переселили...

И хотя нам прошлого немного жаль...

В 80‑е годы прошлого века началась медленно, но верно прогрессирующая модернизация. Раньше управление стрелками было ручным. Механизм перевода с одного железнодорожного пути на другой представлял собой простое рычажное устройство с противовесом-балансиром. По всей станции стояли маленькие домики – стрелочные посты. Всего их было пять, а смен – четыре. Только старший стрелочник имел полномочия докладывать о готовности маршрута.

Вместо этого стали внедрять устройства электрической централизации стрелок и сигналов. Казалось бы, благое дело – радоваться надо. Однако вместе с чудом научно-технического прогресса пришла грустная необходимость сократить всех стрелочников. Без работы оказались 60 человек. Незаменимость их ручного труда осталась в прошлом.

… дцать лет спустя

А там и недоброй памяти перестройка грянула. Перемены не миновали и железнодорожную станцию Батецкая. Все грандиозные планы по её развитию и расширению растаяли как дым. На смену радужным перспективам пришла беспросветная задача-минимум: выживать вопреки всему, оставаться на плаву.

В посёлке свернули деятельность многие предприятия. Некоторые ликвидировались – ПМК, например. Потребность в железнодорожном транспорте как основном грузоперевозчике уменьшилась. Значимость станции снизилась. Такое впечатление, что она тревожно замерла в ожидании чего-то.

Год 1995‑й. Несмотря на снижение объёмов грузоперевозок станции, время не стояло на месте. Подкрадывалась эра информационных технологий. Хотя, надо признать, необходимость компьютерной грамотности в то время не была безальтернативной. «Когда ко мне в кабинет привезли компьютер, я от него отмахнулась, – с улыбкой вспоминает Марина Григорьевна. – Поставила технику на шкаф. Нет уж, увольте. Буду работать по старинке».

Год 2002‑й. По состоянию здоровья Марина Григорьевна вышла на пенсию. Спустя десять лет вокзал закрыли. Вместе с ним – билетные кассы. «За это, конечно, душа болела, – говорит Князева. – Но теперь, похоже, что-то меняется. Вокзал ремонтируют. Глядишь, вслед за этим станция, да и весь посёлок оживут. Так хочется верить в реальные изменения со знаком плюс. Поживём – увидим».

История в именах

– Люди, которые работали со мной на станции, заслуживают огромного уважения, – продолжает свой рассказ Марина Князева. – Благодарна им несказанно. Трудились на износ все без исключения, хоть в летний зной, хоть в снег по самые уши. Ответственные. Терпеливые. Толковые. Очень многих уже проводили в последний путь.

Нина Ивановна Семёнова работала стрелочницей, потом – билетным кассиром. Сейчас она – инвалид по зрению. Справляемся о здоровье Нины Ивановны регулярно, но хотелось бы сделать для неё что-то большее. Да и сами уже обзавелись внуками.

Три года назад ушёл из жизни Валентин Леонтьевич Кисляк, который трудился заместителем начальника станции, дежурным, затем – ревизором. Дороге был предан всей душой.

Всю жизнь проработала дежурным по станции Нина Ильинична Фёдорова, соседка по дому. Приехала она в Батецкий молодой девчонкой после Ленинградского железнодорожного техникума. Так здесь и обосновалась.

Марина Васильевна Авдеева начинала работать машинистом-кочегаром котельной. Тоже пришла совсем юной, без образования. Ничего – выучили, помогли с повышением. Потом она исполняла обязанности дежурной по станции. Сейчас – на пенсии.

Династия Ячменцевых. Роман Сергеевич трудился старшим осмотрщиком. Человек очень обязательный, в его смену я была за станцию спокойна. А его мать в своё время тянула лямку шлакоуборщицы. Дежурной по переезду была супруга Романа Сергеевича – Галина Михайловна. Их сын Михаил после армии пришёл на станцию электромехаником. Его жена Надежда Борисовна устроилась на станцию молоденькой девушкой, была сначала оператором, потом – дежурным. Она и сейчас, кстати, работает. Можно сказать, старейший работник станции.

С благодарностью вспоминаю стрелочницу Веру Филипповну Родионову. Председатель местного комитета, крайне ответственная женщина. Много мне помогала, особенно в первое время после моего приезда сюда. Ныне её уже нет с нами.

Галина Васильевна Дятлова работала билетным кассиром. Супруг также неразрывно был связан с железной дорогой, трудясь бригадиром пути.

Да, были люди в наше время...

Медленно минуты уплывают вдаль

– Сейчас позови меня работать на РЖД – пошла бы. Да никто уж не возьмёт, – смеётся Марина Григорьевна.

Железную дорогу она до сих пор вспоминает и сердечно любит. Трудностей в работе хватало – даже вспоминать о чём-то не хочется. Но и интересно было.

Очень непросто было совмещать работу с семейной жизнью. Могли ведь и среди ночи вызвать, если возникала какая-либо неисправность. Начальник, как известно, за безопасность движения поездов в ответе.

С мужем Владимиром Александровичем они прожили долгую совместную жизнь. Три года назад его не стало, светлая ему память.

Двух дочерей вырастили – Любовь и Дарью. Обе пошли по стезе родителей, окончили железнодорожные институты. Живут с семьями в Санкт-Петербурге. У Марины Григорьевны завидное богатство – четверо внуков. Любят они поприставать к бабушке: «А как раньше жилось?». И бабушка охотно рассказывает. Ещё бы – это её жизнь. Молодость, воспоминания о которой согревают душу. Радость и печаль, забыть которые невозможно. Дела давно минувших дней... Хорошо, что внуки этим интересуются. Значит, не на пустом месте растут.

Валерия ПОДЕНАС
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

40 лет рука об руку

Одной дорогой на двоих

Традиционно 8 июля 70 новгородским семьям вручается общественная награда — медаль «За любовь и верность». (газета «Малая Вишера»)

Есть желание — будет и результат

В этом году в Новгородской области стартовал конкурс «Инициативный староста» (газета «Приильменская правда»)

Корма готовим по нарастающей

Земледельцы ООО «Передольское» первыми в районе ещё 7 июня вывели технику на зелёную жатву (газета «Батецкий край»)

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА