Подданные ждали графа Аракчеева. Они знали, что спустя два века отроду он стал много добрее.
Возле старинного Дома купца Гаврилова собралось множество народа — местных жителей и гостей села-именинника. По праздничной площади важно разгуливали дамы в платьях аракчеевских времён, нашлась уйма желающих сделать рядом с ними фото на память. Дети катались на лошадках, веселились на установленных на лужайке возле пожарной каланчи батутах, ели мороженое и сладкую вату. Старики сидели на скамеечках и оценивающе наблюдали за всем происходящим.
Все ждали графа Аракчеева. Почему не ждать? Нынешний-то, поди, он не злой, не страшный. А на сцене уже хозяйничала графова любовница Настасья Минкина, судачили дворовые девки.
...История Медведя, пожалуй, самого удивительного села в нашем районе, отражает всю большую эпоху, несколько эпох, многострадальной России с её стремлением быть великой и сильной, пусть даже ценой страданий своего народа.
К дню 520‑й годовщины рождения село принарядилось. На свежевыкрашенной автостанции появилось слово «Медведь». Подумать только, столько десятилетий остановка стояла безликая, а тут, пожалуйста, яркие буквы возвещают: это — Медведь. Село разодето цветами и мелкими зелёными ещё яблоками в садах, многие люди потрудились для того, чтобы оно стало чище, уютнее. Глава сельского поселения Инна Боченкова позже отметит Благодарностями всех причастных к этому.
Гости праздника окунулись в историю аракчеевских времён, овеянную мифами и легендами. Вспомним и мы генерала, роль которого сыграл актёр местного театра, недавно отметившего столетний юбилей, Николай Иванов.
Алексей Андреевич, Алексей Андреевич, Вы вошли в летопись Государства Российского как видный политический и военный деятель, а ваши военные поселения сделали Медведь знаменитым. Не жаловали Вас добрым словом современники. Мы и то знаем Вас по произведениям классиков — Пушкина, Толстого, Фонвизина, Булгакова, хотя последний о Вас — ни единым словом, он всего лишь пригласил на бал к Сатане вашу пассию Настасью. Кто читал «Мастера и Маргариту», помнит, как на Великом балу Маргарита-королева встречала гостей — известных своей жестокостью злодеев и злодеек. И там есть эпизод, где Коровьев представляет очередную гостью: «... Госпожа Минкина, ах, как хороша! Немного нервозна. Зачем же было жечь лицо горничной щипцами для завивки?..».
Наша сегодняшняя Анастасия (Анжелика Малышкова) хороша по-коровьевски, но трудно представить её злобной интриганткой, не дававшей житья подданным аракчеевского двора. Тут девки даже принародно, со сцены, косточки ей перемывали. Перемывали, но всё же кланялись и повторяли: «Слушаюсь, госпожа».
Военные поселения — система организации войск в России, сочетавшая военную службу с занятием сельскохозяйственным трудом. Из-за их создания имя Аракчеева стало особенно ненавистным. Однако идея этого учреждения вовсе не принадлежала графу, а пришла в голову Александра I. Впрочем, и он не удовольствия ради всё это придумал. Император видел, как страдает казна из-за постоянного увеличения вооружённых сил, и решил уменьшить расходы по содержанию войск путём передачи части пехоты и кавалерии на содержание крестьян. Поселённые в деревнях войска должны были помогать крестьянам в свободное от занятий время, работать в поле и дома и в свою очередь приучать земледельцев к военной жизни, дисциплине и строевым порядкам.
И неплохая идея, правда? Вот бы в наши деревни поселить военных, чтобы они не только современную технику изучали, а за скотом ухаживали и хлеб растили или картошку. Хорошо было бы... Но нет Александра.
На 520‑летие в Медведь приехал Николай. Не первый и не второй, а глава Шимского района Николай Тиханович. Приехал, чтобы поздравить народ и вручить свои «грамотки» добрым людям. Среди этих людей нет ни одного, кто бы не заслужил благодарности. Спортивная молодёжь, здоровая, сильная, очень муниципальному образованию нужная. А ещё рабочий люд: фермеры, предприниматели, почтовые, медицинские и культурные работники. И с ними — пожилые граждане, те, кто несмотря на возраст трудится в своих личных хозяйствах, кормит других домашними молоком и мясом, овощами и фруктами да ещё участвует в общественной жизни села. Приятно было видеть среди них фермеров братьев Гасанбековых, Валерия Сафонова, Ларису Вихрову, Алексея Иванова, Надежду Бружас, Владимира Михайлова с супругой, Веру Бекреневу и многих других уважаемых людей. Глава поселения поблагодарила тех, кто благоустраивает дворы частных и многоквартирных домов, делает привлекательными целые улицы, как, например, Таисия Мороз и Иринья Шишкина, — это их трудами и заботами улица Павлина Виноградова ежегодно признаётся самой красивой в Медведе.
Инна Владимировна вручила Благодарности и подарки и жителям окрестных деревень: Веретья, Менюши. В последней, например, лучшими по чистоте и красоте территориями организаций и учреждений признаны те, что возле Дома культуры и ФАПа.
Ещё две, как сказали ведущие церемонии награждения, «важные дамы» приехали поздравить местных жителей: председатель районной Думы Людмила Николаева и председатель ТИК района Татьяна Петрова. Татьяна Анатольевна ещё и награды вручила членам избирательных комиссий, служителям демократии (нетрудно представить, что сталось бы с этими гражданами в аракчеевские времена). «Аракчеевщина» стала обозначением жесткого командования и палочной дисциплины. Известно, что и сам Алексей Андреевич был убеждён, что только, мол, то и делается, что из-под палки.
Одно время много читала я об Аракчееве. Надо сказать, жёстче и свирепей для новгородцев были если только времена правления Ивана Грозного. Репутация графа как тупого и жестокого сатрапа сложилась ещё при его жизни. Со школьной скамьи мы помним злые на него пушкинские эпиграммы. Кадеты ещё в пору учёбы не любили Аракчеева за тяжёлый и нелюдимый характер, постоянно изводили и даже частенько били. Но скоро его назначили старшим по корпусу, и он отыгрался и отомстил всем сполна. Если вдуматься, этот жестокий, властолюбивый человек (судя по историческим сведениям) в отличие от многих других царских фаворитов заслужил милость знаниями, способностями и тяжкими трудами. Везде, где он появлялся в качестве начальника, через малое время воцарялся порядок. Это был «эффективный менеджер» своей страны и своего века. Да и Наталья Минкина, как только стала любовницей графа, быстро вникла в домовое хозяйство, умела считать, выучилась грамотно писать. Аракчеев поручил ей вести дом и командовать дворней. Но характер и все врождённые качества — от них никуда не денешься — сказались на подданных. Пишут, что сначала она изводила только возможных соперниц, а потом стала мучить всех дворовых. Историки называют её Аракчеевым в юбке.
...И чего это, спросите, мы тут разглагольствуем о былом? Так когда ещё и вспомнишь, если не в более чем пятивековой юбилей овеянного легендой села. Даже всё происходящее действо, благодаря местным и шимским работникам культуры и артистам, было пронизано вкусом и цветом истории — дам-то не просто так нарядили. Подивились гости, среди которых была одна из приближённых столичных — руководитель приёмной губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко в муниципальном образовании Тосненский район Светлана Белоусова. Светлана Михайловна приехала поздравить Медведь с подарками. Она вручила их главе поселения Инне Боченковой и бывшей главе Марии Гусевой, справедливо заметив, что и та, и другая — настоящие хозяйки здешних мест, всей душой любящие этот край, его историю и его людей.
...Было много песен и танцев, много приехало любимых артистов — сольчан, шимчан и новгородцев. Веселились люди допоздна, до ночного праздничного фейерверка, состоялся который благодаря Валерию Евгеньевичу Сафонову, и даже после него. Главное, погода стояла прекрасная. Впрочем, разве всё описать? Любит народ праздники. В эти дни мы становимся душевнее и добрее друг к другу.
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
Фото автора