Воскресенье, 27 октября 2024

Редакция

Ответственность и стрессоустойчивость

5 августа в нашей стране отмечался День железнодорожника.

Этот профессиональный праздник — один из самых давних, в России он появился ещё в царские времена. В 1917 году, после революции, советская власть его упразднила, но он родился заново в 1936 году. Создание нового вида транспорта в нашем государстве — проект Николая I. А День железнодорожника появился в годы правления его правнука — Николая II. Случилось это в 1896 году. В 1940 году праздник был перенесён с 30 июля на первое воскресенье августа.

В системе Российских железных дорог одним из звеньев этой огромной «цепи» является железнодорожная станция «Сольцы», относящаяся к одному из филиалов ОАО «РЖД» — Октябрьской железной дороге. Возглавляет станцию Вера Юдина.

— Нашими основными задачами, — рассказала Вера Евгеньевна, — по-прежнему являются обеспечение безопасности бесперебойного движения поездов, а также создание комфортных условий для пассажиров. В настоящее время серьёзными конкурентами железнодорожных компаний являются авиа и автоперевозчики. Поэтому приходится большое внимание уделять условиям, в которых передвигаются наши пассажиры, учитывать различные факторы — от цен на проезд или перевозку грузов до поведения, внешнего вида проводников или билетных кассиров. Регулярно проводятся различные текущие, капитальные ремонты. Например, на нашем участке капремонт был выполнен три года назад. Не секрет, что сейчас передвигаться по железной дороге и дешевле, и безопаснее по сравнению с другими видами транспорта. В пользу этого аргумента говорит тот факт, что количество пассажиров поездов в настоящее время неизменно увеличивается, очень востребованы и грузоперевозки. За сутки через наш участок проходит до 40 пар поездов (одна пара — «туда» и «обратно»).

Что касается станции «Сольцы» — считаю, что у нас подобрался дружный и высокопрофессиональный коллектив, состоящий из 30‑ти человек. Это и «путейцы», бригадиры, которые проверяют исправность и безопасность железнодорожного полотна на своем участке, устраняют неполадки, и электромеханики СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки), составители поездов, дежурные по переезду, дежурные по станции, билетные кассиры и работники других специальностей. Железная дорога не терпит халатности, неточности, поэтому люди здесь трудятся ответственные, обязательно с профессиональным образованием, переживающие за общее дело.

С 2006 года на должности кассира железнодорожного вокзала работает Гульнара Фёдорова. После окончания школы № 1 она трудилась в Солецком райпо в качестве секретаря, затем — ревизора. Окончила кооперативный техникум в Великом Новгороде. Однажды работник вокзала Людмила Исаченко предложила ей перейти на должность кассира. После некоторых раздумий Гульнара согласилась, сыграли роль престиж железнодорожной отрасти и близость к месту будущей работы дома её родителей, расположенного в вокзальном микрорайоне. Кроме этого повлиял на выбор профессии и опыт родственников. Дедушка Гульнары был билетным кассиром в Волоте, прадед — начальником станции, бабушка — дежурной по вокзалу, а брат является электромехаником. Однако поступление на работу не было простым, пришлось выполнить условие, поставленное новым работодателем — пройти во Пскове обучение по специальности «билетный кассир».

Тамара Семёнова на рабочем месте

Нужно отметить, что 2006 год вообще принёс Гульнаре Шарифовне значительные жизненные перемены — начало семейной жизни, новую работу, выход в «декретный» отпуск...

Она очень ценит своих коллег, говорит, что они отзывчивые и доброжелательные. Работают кассиры, а их в штате пять, по сменам продолжительностью 12 часов.

— Много лет здесь трудится Светлана Николаевна Фецяк, — рассказала моя собеседница, — не так давно стали кассирами Ольга Бабаева, Светлана Войтешко, Анна Жеребцова, но сразу же, в сжатые сроки, изучили все тонкости профессии. Ольга Бабаева, например, во время прошедшего чемпионата мира находилась в командировке в Санкт-Петербурге, трудилась в билетной кассе Московского вокзала. Пассажиропоток был очень большим, но она достойно справилась со своими обязанностями.

Во время нашей встречи она большое внимание уделила теме дисциплины на железной дороге. Требования к сотрудникам по выполнению правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте в последние годы значительно возросли.

— Особое требование — не быть равнодушными, оказывать посильную помощь и давать нужную информацию пассажирам, — продолжает Гульнара Шарифовна, — они должны быть довольны качеством услуг и общением с персоналом вокзала. Хочу отметить, что в последние годы люди изменились, стали более требовательными, более разборчивыми в выборе маршрутов, условий для проезда. Именно поэтому нам приходится проводить много подробных разъяснений по сезонным скидкам, ценам на билеты. В широкой практике — приобретение билетов через интернет. Всегда помогаем пассажирам выбрать оптимальный вариант проезда до места назначения. Бывают самые разные жизненные ситуации, поэтому стараемся пассажирам помочь, подсказать самый быстрый маршрут. Работа сложная, но интересная, ведь она построена на общении с людьми, а хороших, приветливых людей гораздо больше, чем настроенных на негатив.

В прошлом году в помещении кассы был проведён современный ремонт, этим обстоятельством довольны не только кассиры, но и пассажиры.

Свободное время Гульнара Фёдорова посвящает семье — детям, супругу Александру (сотруднику полиции), любит готовить, отлично справляется с домашними делами. Признаётся, что с юных лет не представляет свою жизнь без огорода, ведь кроме удовольствия от посадок-поливок получаешь ещё и урожай — хорошее подспорье для семьи.

Ещё одна представительница прекрасного пола больше десяти лет является членом коллектива станции «Сольцы».

С дежурным по станции Тамарой Семёновой я встретился на её рабочем месте, в здании, расположенном недалеко от солецкого ж/д вокзала. Тамара Андреевна трудится здесь с 2005 года, а её общий «железнодорожный» стаж начался в 2003 году.

— Свою жизнь я не представляю без железной дороги, нашего коллектива, — признаётся она, — выросла в Сольцах, училась в «первой» школе, некоторое время работала билетным кассиром на станции «Дедовичи». Чтобы устроиться на работу в эту отрасль, окончила Великолукский техникум железнодорожного транспорта имени К. С. Заслонова. Можно сказать, что я — из династии железнодорожников. Моя бабушка, Сухова Галина Николаевна, когда-то руководила солецкой железнодорожной станцией, а дедушка, Сухов Андрей Алексеевич, был кондуктором, составителем поездов. Кстати, старшая моя дочь, Елизавета, пошла по нашим стопам — в этом году поступила в Великолукский железнодорожный техникум.

Тамаре Андреевне в течение 12‑часовой смены должностная инструкция запрещает покидать этот ответственный пост. Она ведёт учётные записи в нескольких журналах, координирует действия коллектива. Это её голос (и сменщиц) во время объявлений о прибытии поездов слышат пассажиры и жители близлежащих домов. Всего дежурных — четверо, одна штатная единица сейчас вакантна, кроме Тамары Семёновой дежурными по станции являются Светлана Павлова и Екатерина Сухова. Большой кадровой текучки на станции нет, работники любят своё дело, стараются выполнять работу качественно. Однако если освобождается какая-то должность, среди сольчан трудно найти кандидатов, ведь без специального образования здесь не берут на работу. Как выход, руководство присылает специалистов из Дно.

Меня заинтересовал большой пульт с множеством разноцветных огоньков и понятных только специалистам обозначений, стоящий рядом со столом дежурного. Тамара Андреевна объяснила мне значение некоторых «огоньков», после чего я поинтересовался возрастом этой загадочной для меня конструкции, поскольку выглядит она, честно говоря, довольно архаично. Один из электромехаников, зашедший в этот момент в помещение, сообщил, что год выпуска пульта движения поездов — 1977‑й. И ведь до сих пор он исправен и является надёжным помощником для специалистов станции! Изучение пульта завершилось для меня фразой героини моей статьи: «У нас действует система: человек контролирует автоматику, а автоматика — человека».

Кроме профессиональных успехов есть у Тамары Андреевны и личное достижение, даже более важное: она — мама четырёх детей. И ведь успевает заниматься и детьми (кроме взрослой дочери — один школьник, два дошкольника), и хозяйством (курицы, поросята), и домашними делами. Признаётся, что когда она находится на смене, а супруг — в командировке, очень выручают родственники.

Среди качеств, необходимых в работе дежурного, она выделила две: ответственность и стрессоустойчивость. Действительно, какими же терпением и выдержкой нужно обладать, чтобы справляться с десятком телефонов, уметь в экстренной ситуации оперативно оценить обстановку и принять единственно правильное решение.

Поздравляем наших железнодорожников с праздником!

Сергей ОВЧИННИКОВ
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА