Пчеловод ждал меня недалеко от пасеки, расположена она на окраине деревни Леменка, вдали от жилых домов.
Солнечный, тихий день, застучал колесами поезд, его гудок словно подчеркнул тишину и пустоту отдаленной деревни. Павел Николаевич с детской коляской, в которой крутится малыш Тимофей, пришел старший сын Андрей, ему уже 16, он готов участвовать в разговоре, но без надобности не встревает. Прибежал средний Евгений, к тому времени младшему надоело сидеть в коляске, и Евгений спокойно занялся с ним, чтобы не отвлекать отца от разговора.. Чуть позже подошла мамочка Павла Николаевича - Елизавета Андреевна. Пасека — дело семейное.
— Как увлеклись таким непростым делом? - спрашиваю пчеловода.
— В детстве и подростковом возрасте ездил к родственникам в Тамбовскую область, проводил там всё лето. У них была большая пасека. Вот там научился основам мастерства и полюбил навсегда это дело. Тогда же, работая на их пасеке, понял, что дело это не только увлекательное, но ещё и доходное, за выполненную работу мне неплохо платили. Здесь, в Леменке, на родине отца, начинал с небольшой пасеки, теперь она значительно увеличилась, перенес её за деревню, чтобы соседям не мешали мои пчелы. Мне нравится заниматься пчелами. Доход от пасеки - это для детей, надо же их растить, учить. Сам я от этой работы получаю удовольствие, у меня каждая пчелиная семья имеет своё имя. Ведь каждая из них со своим, особенным характером. Мир пчел очень удивителен, каждой семьей управляет группа типа парламента. Ведь пчела сначала уборщица, потом она растет в своей карьерной лестнице, становится строительницей и так далее. Пчелы, которые стоят на летке — это сторожа, они и управляют ульем. У них порядок во всём. Одна пчела принесла нектар в улей, другая приняла его, уложила в строго определенное место. У меня язык не поворачивается назвать пчел насекомыми, у них есть интеллект. Больше того, если бы люди жили, как пчелы, мы бы уже многого достигли.
— Работа пчеловода - сезонное занятие?
— Нет, пчелы требуют внимания и ухода круглый год. Зимой, конечно, меньше. Смотрю, чтобы не было мышей, синиц. Надо подойти к каждому домику, послушать, если пчелы нервничают, значит, с ними что-то не так. Открываю улей, смотрю.
— Как Вы узнаете, что пчелы нервничают?
— Они рычат, если прислушаться к домику, то оттуда раздается рев. В спокойном состоянии они как бы шелестят. В августе, после того, как сезон закрыт, взяток нет, ульи надо дезинфицировать, пчел лечить, каждую семью пересадить в новый улей. Смотреть, если под медом перга, то на перге они не перезимуют. Надо чтобы на зимовку в улье оставалось достаточно мёда. Качество мёда — это моё лицо. Я много средств вкладываю в оборудование. Купил качественную немецкую медогонку. Теперь мед гонит старший сын Андрей, он давно мне на пасеке помогает.
В пчеловодстве большое значение имеет порода пчел. В нашей местности в основном была распространена Среднерусская пчела, но в 70-е годы её активно заменяли на Кавказянку и испортили породу. Среднерусская пчела склонна к роению и с ней работать сложно, но она трудолюбива. Есть много хороших пород Карпатская, Карника. Опробую породу Бакфаст, она выведена в Германии. Например, Карника на голову превосходит Среднерусскую пчелу, в два раза больше приносит мёда. Сейчас у меня до 60 процентов чистопородных пчёл.
— А Вас-то пчёлы кусают?
— Кусают, конечно, но я их укусов не боюсь, я работаю без перчаток. Когда человек боится, он потеет, пчелы чувствуют запах и могут укусить.
В этот день пострадал средний сын Евгений, когда стали фотографироваться около ульев, отец приподнял крышку, и пчела укусила мальчика прямо в нос. Сначала он тёр нос и расстраивался, но быстро успокоился и для фотографии с медогонкой тоже отправился позировать.
Павел Николаевич работал в системе МВД, сейчас уже вышел на пенсию, что позволяет большую часть времени проводить на пасеке. Дети учатся в Санкт-Петербурге, но летом тоже в деревне много помогают отцу, да и зимой нередко приезжают все в Леменку.
— Мы с мужем 10 лет уже живем здесь круглый год,- рассказала мама Павла Николаевича Елизавета Андреевна,- раньше приезжали только на выходные из Петербурга. Я ведь сельской жизни не боюсь. Животные приносят радость, особенно когда всё хорошо, вот если болеть начинают, то да, переживаний много. И ночью несколько раз встанешь, и уколы приходится делать. Жизнь наполнена смыслом, когда есть занятие.
— В этом месте, рядом с пасекой, — поделился Павел Николаевич планами, — мечтаю построить большой дом для всей семьи, цветы посадить, чтобы люди ехали на поезде по железной дороге и в окно видели красоту. Два гектара земли ещё планирую взять, чтобы сеять цветоносы для пчел. Для меня — это любимое дело, в каждый улей вкладываю свою душу. Были сложные времена, погибло у меня много пчел. Но я вновь довел пасеку до определенного уровня. Пчелы своё отдадут, главное, их сохранить. Я встаю каждый день в 6 утра, и планы на этот день у меня уже есть.У меня овцы, кролики, 5 дойных коз. Если есть желание работать, в деревне не пропадёшь, сейчас, например, баранина на рынке очень востребована. Почему в деревнях сейчас не держат овец, не совсем понятно.
— А правда, что бывает мёд, допустим, липовый или облепиховый, недавно видела в магазине даже подснежниковый.
— Подснежниковый мёд оставлю без комментариев. Облепиховый из той же серии. Все знают, что облепиху сажают парами — мужское дерево и женское, цветам облепихи пчелы для опыления не нужны. Я пробовал черничный мёд, действительно, вкус черники присутствует. Но это всё современные вкусовые добавки. Трудно представить пчел, которые дружно, всей пасекой, летят в болото и собирают нектар с цветущей черники. Качество мёда определяется диастазным числом. Определить его могут только в лаборатории. Так вот у нас в нашей местности диастазное число велико — поскольку пчелы, перед тем как положить мёд в соты, передают его друг другу несколько раз. Я с удовольствием общаюсь с опытными пчеловодами, у меня достаточно опыта, которым могу поделиться, но и узнать что-то новое всегда стремлюсь. Для того чтобы заниматься пчеловодством, надо много читать о пчелах, их жизни и особенностях.
— Говорят, у пчеловодов отменное здоровье.
— Я не пью, не курю - пчелы этого не любят, так что, на здоровье пока не жалуюсь.
Я люблю бывать в отдаленных деревнях, окунаться в их сонное спокойствие, но уезжаю оттуда нередко с горьким чувством обиды от того, что прекрасное место разорено и заброшено. В Леменке пасека расположена около дома, в котором давно никто не живет, а впечатления заброшенности не возникло. Наоборот, старый дом привлекает внимание своей не совсем обычной формой, кажется он и сам рад, что вокруг кипит жизнь. Жизнь не только в многочисленных домиках — ульях, а в людях, которые трудятся не меньше неутомимых пчел, потому что приехали на эту землю работать и украшать её своим трудом.
Ольга КАРПОВА
Фото автора