Воскресенье, 27 октября 2024

Редакция

Хотя бы разок пережить

Нынешняя вахта отличалась от всех предыдущих. Старшие участники отряда «Рубин» практически в полном составе работали наставниками будущих поисковиков, решали многочисленные вопросы, касающиеся работы лагеря «Волховский фронт. Чудово» и праздника 30-летия «Долины».

Качнётся купол неба

В этот раз в «Долину» на «Волховском фронте» влились юные начинающие поисковики из четырнадцати новгородских отрядов. «Рубин» взял под своё крыло троих ребят из отряда «Новгородец», девушку из «Новгородской кадетской роты» (НКР) и самую младшую, одиннадцатилетнюю, участницу из Старой Руссы. Причём, она впервые знакомилась с поисковой работой.

В течение пяти дней новобранцы посещали учебные занятия, на которых лекторами работали опытные поисковики – командиры новгородских отрядов. Они рассказывали о военных действиях, проходивших на Волховском фронте, о легендарной Любанской операции, в ходе которой 2-я и 59-я ударные армии попали в окружение противника. Ребята узнали, что находятся на том самом месте близ Мясного Бора, где разворачивались печальные и героические события. На лекциях их ознакомили с историей возникновения поискового движения России. Юных поисковиков со всей страны учили правильно вести поисковые работы. Они освоили применение археологии и антропологии в поиске, узнали виды оружия и боеприпасов, снаряжения, обмундирования и знаки отличия времён ВОВ. Вечерами в лагере показывали фильмы о войне. Не обошлось и без техники безопасности, которую каждый обязан знать назубок.

Знакомство или представление отрядных визиток проходило под куполом звёздного августовского неба и растянулось на три вечера, ведь лагерь «Волховский фронт» объединил шестьсот участников от Алтая до Москвы. Поисковики читали стихи, пели песни, демонстрировали видео о своих отрядах, устраивали флеш-мобы.

На одном из вечеров председатель совета командиров «Долины» Игорь Неофитов отдельно отметил молодых поисковиков и вручил им медали «За активный поиск». Среди них и наши волотовцы: Виктор Иванов, Владислав Липский, Александра Михайлова, Андрей Митюнов, Сергей Григорьев.

- За вами будущее нашей организации! – обратился командир к ребятам.

Летучий голландец

В один из дней лагерь «Рубина» посетила делегация в составе четырёх человек. Мы уже настолько привыкли к гостям, что и не придали особого значения пришедшим. Но, увидев на бэйджике одного из парней иностранное имя и фамилию «Том Мэндос», а в строке «страна проживания» - «Нидерланды», заинтересовались. Организаторы из лагеря ПДР (Поисковое движение России) сказали нам, что Том - журналист и хочет посмотреть, как живут поисковики, понять, что значит поиск.

Иностранец узнал о поисковом движении из сети Интернет и решил посетить международную вахту. Причём, прибыл без переводчика. Посредником в нашем общении стала женщина из Тюменского отряда. Общаясь, мы заметили, что Том немного растерян и даже удивлён всем происходящим. Я с Еленой Пахомовой как раз занималась приготовлением обеда и предложила иностранцу попробовать ягодного киселя. Переводчица не смогла объяснить ему, как называется напиток на английском. Он с недоверием сделал глоток, заулыбался и воскликнул: «Oh! It's juice!» (О! Это сок!).

Перед тем как уйти, он спросил, можно ли ему сфотографироваться с командиром отряда. А после памятного фото мы пригласили его снова прийти к нам в лагерь. Сделали мы это больше из вежливости. Думали, что иностранный гость будет под постоянным присмотром московских организаторов и больше не вернётся. К вечеру даже забыли о его визите и ничего не рассказали ребятам. Но мы ошиблись. К вечернему костру, когда все рубиновцы были в сборе, Том пришёл, как ни в чём не бывало, уселся на скамейку и бойко заговорил на «энглише». Не успели мы раскрыть рты, как Маша из НКР легко начала общаться с ним, чем повергла нас в шок. Они перекинулись несколькими фразами и девушка растерялась.

- Елена Петровна, я думала, что он прикалывается, и начала отвечать на английском. Он что настоящий иностранец? – с удивлением и немного смущаясь, спросила она.

- Маша, да мы закрутились и забыли вам рассказать, что у нас сегодня такой гость был, не ожидали, что он к нам ещё придёт, - объяснила Елена и, улыбаясь, добавила, - мы так рады, что ты можешь с ним поговорить.

Томас рассказал о себе: ему 27 лет, учился в МГУ и у него есть друзья в Санкт-Петербурге. Парня интересовало многое. Он просто засыпал Машу вопросами, которые немало удивляли нас. Почему солдаты находятся до сих пор здесь, почему их сразу не хоронили? Он никак не мог понять, почему мы занимаемся поиском, для чего мы тут?

- Как мне ему объяснить, чтобы он понял! – в растерянности воскликнула девушка.

- Скажи ему, что у каждого из нас воевали и погибли родственники на той войне, - предложила я.

Маша перевела мою фразу. Том стал серьёзным и замолчал. Размышлял несколько минут, затем снова заговорил.

- Он сказал, что понимает теперь, а ещё он знает об акции «Бессмертный полк», которая проходит в Москве, - тут же перевела Маша.

- Машенька, донеси ему, что эта акция проходит во всех городах и даже в деревнях, - попросила Елена Петровна.

Мы ещё о многом спрашивали друг друга, уже начиная понимать некоторые фразы без перевода. Беседа касалась не только военных тем. Распрощались ближе к полуночи, потому что наш голландец устал и замёрз. Мы прекрасно понимали, что значит для новичка оказаться в походных спартанских условиях.

Похоже, наш отряд пришёлся голландцу по душе, вечером он снова явился, поздоровался, сообщил, что все русские - сумасшедшие, если моются в душе в такую погоду. На что мы отреагировали бурным хохотом. Том рассказал, что насмотрелся в течение дня всяких боеприпасов и жутко устал, но был полон решимости по-прежнему участвовать в раскопе. Парень не мог передать всех эмоций после посещения археологической палатки:

- Я сегодня впервые в жизни держал в руках человеческий череп, - жестикулируя, с волнением рассказывал Томас, а Маша переводила, - это такое странное чувство! Потом мне показали, как открывают медальон, - иностранец недоумевал: как же так, у советских солдат такие непрактичные медальоны? Тут мы с ним полностью согласились, не поспоришь – немецкие солдаты были намного лучше экипированы.

- Я хотел бы сам найти солдата, вы можете взять меня с собой? – обратился он к нашему командиру. Мы молча переглянулись, его уверенность вызывала улыбку. Елена Петровна согласилась и договорилась насчёт Тома.

Утром наш боец, которого с лёгкой руки Асадулина уже окрестили «летучим голландцем», как штык явился на построение и встал к нашему отряду. В лесу его сопровождали Маша Иевлева и Андрей Митюнов. Том побывал на раскопе, наблюдал, как поднимают бойцов. Весь вымок и замёрз.

- Елена Петровна, я не могу перевести слова, которые говорил Том, когда мы пробирались по лесу, - возмущаясь, рассказывала наша скромная Машенька. А Том всё повторял: «Crazy Russians! Crazy Russians!» (Сумасшедшие русские!). Но мы видели, как доволен Томас.

- Это самое запоминающееся путешествие в моей жизни! Я хочу снова вернуться к вам! Вы можете взять меня с собой? Разрешите мне всё снимать на камеру? - Томас не мог успокоиться. Остаток дня он провёл у нас в лагере, попросил снова спеть нашу отрядную песню, мы разговаривали на разные темы. Вечером Том должен был уезжать в Питер. Ему так не хотелось уходить. А я, глядя на него, на его эмоции, всё вспоминала одну строчку из гимна «Долины». Точно подметил автор текста: «Это каждому надо хотя бы разок пережить».

Ольга МИХАЙЛОВА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА