Воскресенье, 27 октября 2024

Редакция

Сквозь года тернистый путь лежит...

Ей-богу, тема состояния наших дорог лучше всего подтверждает поговорку о всетерпимости бумаги. Пиши не пиши, говори не говори...

Подвижки, конечно, есть. Но всё больше по схеме «нос вытащил – хвост увяз». И за примером такого «хвоста» далеко ходить не надо. Взять хотя бы дорогу из райцентра на Передольщину. А поскольку теме этой, похоже, не суждено сойти с повестки дня, актуальными остаются беседы с руководителем Батецкого дорожно-эксплуатационного предприятия Михаилом Шпаком.

Непартнёрское партнёрство

Вот и на сей раз Михаил Владимирович начал с невесёлых констатаций. Их суть – хронические неплатежи за выполненную работу, а также сокращающаяся, как шагреневая кожа, стоимость контрактов на содержание дорог в районе.

Далее последовала разъясняющая конкретика. Вообще-то наших дорожников с ГОКУ «Новгородавтодор» долгие годы объединяет рабочее взаимопонимание. Одно дело делают. Но прежде контракты с головным партнёром разумно заключались сразу на два года. И в 2015–2016 годах на содержание дорог в районе было выделено 50 миллионов рублей. То бишь по 25 на год. Но с 1 января 2017 года в практику почему-то вошли полугодовые контракты. То есть коллектив дорожников оказывался в неведении относительно ближайшего будущего, что заметно сужало возможности рабочего планирования. Но это ещё полбеды. Финансовое обеспечение контракта на первое полугодие 2018 года составило лишь 10 миллионов, а на текущее второе – и вовсе 7 миллионов. Что это может означать кроме снижения объёмов работ по содержанию автодорог?

И вообще, хроническая необязательность в рамках договорных отношений просто удручает. На проведённых в прошлом году областных торгах ЛОТ, объединяющий содержание дорог сразу в нескольких районах Новгородчины, выиграла залётная фирма из неблизкого Ростова-на-Дону – ООО «СК-ЮГ». Попал в этот пакет и Батецкий район, в силу чего в августе с ООО «Батецкое ДЭП» был заключён соответствующий договор субподряда до конца года. В итоге за добросовестно выполненные работы не было выплачено 1 млн. 300 тысяч рублей. Пришлось судиться в арбитражном суде. И вот только на днях по исполнительному листу судебных приставов из Ростова-на-Дону поступила искомая сумма.

Долг платежом красен

Но это ещё что. С 2015 по 2017 год коллектив Батецкого ДЭП работал по договору субподряда с известным в наших краях ООО «Доркомсервис». Судебные тяжбы с ними длятся уже полтора года. Арбитражный суд присудил ответчику выплатить за произведённые работы ни много ни мало – 9 миллионов. Идя навстречу должнику, с ним заключили послабляющее мировое соглашение. Но даже при этом всё кончилось тем, что в декабре прошлого года истец заплатил лишь 2 миллиона. И на этом всё. А в нынешнем январе руководство фирмы-ответчицы ничтоже сумняшеся заявило о банкротстве предприятия. Ну и кто теперь вернёт 7 миллионов? Чистой воды мошенничество, а по закону и не привлечёшь. Оказалось, у этого «Доркомсервиса» в общей сложности накоплено 120 миллионов долгов. Обращались батецкие дорожники и в полицию, и в прокуратуру. Тяжбы продолжаются. Сейчас представители ООО «Батецкое ДЭП» пытаются обратить внимание арбитражного суда на бросающиеся в глаза факты сговора «Доркомсервиса» с основными фирмами-должниками. Словом, Фемиде есть чем заняться...

По всему перечню работ

Разумеется, и при финансово урезанных контрактах работы на дорогах района не прекращались. За минувшие полгода занимались засыпкой промоин в весенний паводок, планированием гравийных дорог, восстановлением профиля таких дорог с добавлением нового материала (ПГС), ямочным ремонтом асфальтобетонного покрытия, вырубкой кустарника (1 га). Не забудем и сугубо зимние заботы – расчистка дорог от снега и посыпка песчано-соляной смесью. В мае ямочный ремонт выполнен на подъезде к посёлку.

До конца текущего года хлопот не меньше. В ближайшее время на дороге Заупора – Русыня в рамках начатого ещё в мае ямочного ремонта намечено уложить 100 тонн асфальтобетонной смеси. То же самое, но уже в объёме 170 тонн предстоит сделать на автодороге Чёрное – Гастухово. Подана заявка на дополнительное финансирование планировки и восстановления профиля гравийных дорог. В плановом перечне также вырубка 3,5 гектара кустарника и, как водится, зимнее содержание дорог.

Нелишне напомнить, что всего в районе на содержании 412 км дорог, 49 и 43 из них (всего 92 км) – теперь под опекой ростовской фирмы «АсДорТранс и субподрядчиков. Это участки дорог Великий Новгород – Луга и Мойка – Новое Овсино. Всё остальное – в ведении ООО «Батецкое ДЭП».

Новым задачам – должные финансы

При этом вряд ли можно сказать, что машинно-тракторное оснащение предприятия полностью соответствует заявляемым задачам. В ходу всё тот же «добрый старый» минимализм. Скажем, расчистку и посыпку дорог в зимнее время не отменишь. Этим занимаются с помощью трёх КДМ на базе КамАЗов, пяти автогрейдеров (3 из них арендованы) и три МТЗ (2 – в аренде). Есть ещё три экскаватора и погрузчик. Но как желательно сейчас купить ещё один автогрейдер и особенно асфальтоукладчик. Всё-таки качество дорожного полотна – основа основ.

Но как осуществить желаемое при описанном выше уровне делового партнёрства? На ту же зарплату с налогами в месяц уходит порядка миллиона. А ещё на выделенные контрактом 7 миллионов надо приобретать щебень, битумную эмульсию, ГСМ и запасные части для видавшей виды техники. Конечно, песчано-гравийный карьер в Заполье даёт кое-какое подспорье. Но всё уходит на текущие расходы, а та же ПГС большей частью используется для подсыпки дорог.

Совсем скоро, уже в октябре, должны состояться очередные областные аукционы на содержание дорог региона в предстоящие два года. Дело, в общем-то, привычное. Вот только принято решение о передаче из ведомства ГОКУ «Новгородавтодор» на попечение района 172 километров дорог, большей частью гравийных. И в отношении их тоже будут торги. Но как возможная прибавка рабочих объёмов скажется на повседневной рабочей практике? Не хочется думать, что будет, если деньги продолжат выделять в нынешней манере...

Субподряд, похоже, неизбежен...

Помнится, во время своего рабочего визита в Батецкий район губернатор Новгородчины Андрей Никитин не преминул выделить в своём графике время для посещения местного дорожного предприятия. С его руководителем Михаилом Шпаком тогда состоялся обстоятельный разговор (на снимке). Собственно, у Михаила Владимировича была к гостю одна важная просьба: чтобы дорожные торги проводились не общим пакетом, а по каждому району отдельно. Иначе ремонтникам на местах к контрактам не пробиться. Губернатор обещал проработать этот вопрос. И теперь участие районных предприятий в аукционах возможно. Но дьявол, как водится, кроется в деталях. И в данном случае детали весьма существенны. К примеру, батецкие дорожники не могут оформить своё участие в торгах, поскольку для этого нужно получить ассоциированное членство в СРО – саморегулируемой организации строителей. А это в свою очередь, помимо полумиллионного взноса, предполагает наличие в штате предприятия ряда специалистов с высшим строительным образованием и не менее чем 10‑летним отраслевым стажем. При этом их надлежит внести во всероссийский реестр и провести переподготовку. И если для какой-нибудь московской фирмы это реально, то нам, грешным, до такого далековато. И с нынешними местными реалиями пока куда больше вяжется термин «остаться на плаву».

Олег Платонов
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА