Руководитель военно-патриотического клуба «Ратибор» Сергей Крылов рассказал об исследовании события военных лет – о крушении самолёта ЛИ‑2 на территории Хвойнинского района.
Сергей Анатольевич вместе с ребятами из клуба «Ратибор» и краеведом Владимиром Ларионовым решил узнать подробности этой трагедии: где именно упал самолёт, причины его крушения и где находятся захоронения тел погибших пассажиров и членов экипажа, для чего был проведён опрос старожилов деревни Мякишево, которые могли быть свидетелями того события или что-то слышали о нём; были подняты документы тех лет в районных и областных архивах; была проведена экспедиция на предположительное место крушение самолёта. И вот, что удалось узнать:
– 19 сентября 1943 года жители деревни Мякишево и близ лежащих деревень содрогнулись от страшного удара о землю транспортного самолёта ЛИ‑2, который упал в болото возле деревни Гумново, – рассказывает Сергей Крылов. – Все находившиеся в тот момент в самолёте погибли. Долгое время среди жителей Хвойнинского района ходили разные слухи и предположения о случившемся в тот роковой день. И вот спустя 75 лет мы имеем точную картину данной трагедии.
19 сентября 1943 года военно-транспортный самолёт ЛИ‑2, бортовой номер СССР-Л4008 1‑го авиаполка 1‑ой АТД ГВФ, в 16.00 вылетел из Москвы в Ленинград. На его борту находилось 5 членов экипажа, 11 пассажиров и около двух тонн различного груза. В 18.00 борт совершил посадку на аэродроме Хвойная для дозаправки топливом. В 19.28 самолёт вылетел в Ленинград, взяв на борт ещё одного пассажира. Примерно через час оператор аэродрома Хвойная получил сигнал от командира экипажа самолёта об уточнении его местонахождения. В 21.44 командир сообщил о том, что они потеряли ориентацию и возвращаются обратно на аэродром Хвойная. Для встречи заблудившегося воздушного судна были приготовлены аэродромы Хвойная и Яхново. Были включены световые сигналы и периодически пускались сигнальные ракеты. После 23.00 самолёт сделал попытку сесть на аэродром Яхново, но из-за неточности пилотирования не смог этого сделать и вынужден был идти на дополнительный круг. В 23.15, совершая посадочный манёвр, самолёт упал с высоты 30–50 метров в болото из-за отказа работы двигателей, которые выработали топливо.
На 19 сентября 2018 года, благодаря неоценимой работе местного краеведа Владимира Ларионова, установлены семь имён людей, находившихся в самолёте. Точное место их захоронения пока установить не удалось. Поэтому конкретно сказать, кто захоронен в могиле на острове в болоте в 3.5 км от деревни Мякишево, не представляется возможным. Работа по установлению имён продолжается.
Всех, кто располагает какой-либо информацией по данной трагедии, просим сообщить об этом по телефону 55–065 или в группу «Хвойная моя маленькая Родина» сайта «ВКонтакте». Это необходимо для установки памятного знака на месте падения самолёта.
Перечисляем установленные имена погибших в разбившемся самолёте 19 сентября 1943 года:
Мильштейн Исаак Владимирович, майор медицинской службы, помощник начальника эвакогоспиталя № 2011 по медицинской части, 1893 года рождения, уроженец г. Ленинград;
Симоняк Александра Емельяновна, 1903 года рождения, жена Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Симоняка Николая Павловича;
Симоняк Виктор Николаевич, 1938 года рождения, сын Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Симоняка Николая Павловича;
Кравчук Осип Осипович, майор, старший помощник начальника отдела МТО УК БТ ЛФ, 1911 года рождения;
Стойко Михаил Кириллович, техник-лейтенант 10 гвардейской авиадивизии ГВФ, 1910 года рождения;
Максимова Маргарита Николаевна, рядовая разведотдела штаба ЛФ, 1921 года рождения;
Лесин Борис Аполлонович, заведующий Ленинградским отделением газеты «Гудок», 19 сентября 1910 года рождения. Разбился в свой день рождения, предварительно уступив место женщине с ребёнком, улетевшими другим самолётом, в котором должен был лететь он.