Продолжается строительство эко-гостиницы в деревне Видомлицы
Очень уж необычное это строительство. Словно осторожная работа реставратора, снимающего слой за слоем чью-то нелепую мазню, помет насекомых, налет от пролитого чая — чтобы наконец, через года, увидеть изначальное полотно. Истинное и единственно важное.
Вот я, например, даже и не вспомню, когда и как начал вырисовываться из бурьяна участок у затяжного поворота через деревню. Просто внезапно обнаружилось, что территория эта — чистая и ровная, словно раскрытая ладонь. Что растущий здесь дуб — явно вековой и в три охвата. А на месте руин — пугающих и слежавшихся, словно старое надгробие, вдруг возник особняк. С такой степенью попадания в десятку, что очевидцы суеверно перекрестились — «Точно такой!». Абсолютно такой же, как тот помещичий дом, в котором в советские времена предоставляли комнаты сельчанам, заботливо распахавшим усадебный парк под огороды. А потом, с оскудением деревни, покинувшим этот дом — слишком высокий и гулкий, чтобы держать в себе немудреный уют и тепло.
А дом без человека — он обречен. Десятки любытинских усадеб так и сравнялись с землей, не оставив по себе даже местных легенд. Так и «желтый дом» в Видомлицах на границе 21 века тоже включил обратный отсчет для последней своей твердыни — каменного фундамента.
Виталий Коваленко в 2009 году остановился на этом повороте случайно — просто возвращался из гостей. Обратил внимание на осенний дуб, потом рассмотрел в частоколе сухой травы остатки строений, кем-то натоптанные дорожки. В следующий свой приезд побывал в краеведческом музее, узнал имя бывшего владельца усадьбы — князя Николая Николаевича Еникеева.
К первым работам Виталий Константинович приступил сразу после оформления участка. Снимал комнату в доме у местной жительницы, сам расчищал фундамент усадебного дома. Почему сам? Первоначально не было замысла — для чего ему нужны эти развалины, что может вырасти на месте старой каменной кладки. Если поверить в существование ментального уровня — наличие духа дома, самого места, дыхание трагической судьбы его прежнего неординарного владельца, — можно предположить, что именно в тяжелой физической работе и пришло понимание смысла собственных усилий. А если не верить – предположите сами.
Одновременно Виталий Коваленко восстанавливал меньшее по площади усадебное строение, предназначив его под собственное жилье. Собственно, оно оказалось более сохранным, даже имело над собой ветхую крышу. Особенно удивительны в нем стены — до 80 см кирпичной кладки, настоящая маленькая крепость. Частично новый владелец вывел их в интерьер комнаты, сохранил и форму крыши — купола, соборной главы. Кстати, к планировке строений он вообще не привлекал архитектора. Можно верить, можно не верить — но старый усадебный дуб восемь лет назад остановил внимание человека, одаренности и последовательности которого хватило, чтобы воссоздать прекрасный замысел позапрошлого века. Талантливо и полно.
Кстати, жизнь самого дуба Виталий Константинович тоже продлил. В самый ураган 2010 года усадебный долгожитель лишился кроноформирующей ветви, а это обнажило ядро ствола. Ранение заслуженного стража обработано и зацементировано специальным составом, на его стойкость и жизнелюбие хозяин очень рассчитывает.
Сама архитектура усадебного дома навела на мысль разделить крылья на гостевые комнаты, заложить холл и веранду. Получилась структура современной удобной экономичной гостиницы — а выйдя на воздух, невольно ищешь глазами Лескова или Тургенева.
Свое намерение открыть эко-гостиницу Виталий Константинович обозначил, установив элегантные кованные беседки с соответствующей надписью. Однако открытие планирует не раньше следующего года — поскольку, по сложившейся традиции, внутренние отделочные работы проводит сам. Предстоящие зимние месяцы будут посвящены им полностью. Хотя и бывший усадебный двор тоже не может ощущать себя выпавшим из строительного процесса. Коваленко уже начинает укреплять его арматурой и задумывается о том, что же сможет разместиться здесь. Среди вариантов — выставочный или конференц зал.
Территория бывшего усадебного комплекса не обнесена глухим забором. Что, кстати, работает на опасном повороте лучше любого лежачего полицейского — водители охотно притормаживают. Тем более, что в дизайне территории частенько появляется что-то новое – туевая аллея, стена из можжевельника, рабатки из хост. Красиво.
Кира СОБОЛЕВА
Фото автора и из архива
Виталия Коваленко
Историческая справка
Князь Еникеев был умным и незаурядным человеком, круг его интересов поражал своей обширностью. Он разбирался в медицине и рыборазведении, в сельском хозяйстве, технике и политике, боролся с народным пьянством и стремился повысить культурный уровень масс. Именно при поддержке князя Еникеева в деревне Льзички было создано правительственное двухклассное училище, почетным блюстителем которого Николай Николаевич состоял потом много лет. Много и щедро занимался благотворительностью.
Еникеев работал над развитием тем по многим направлениям, являлся автором ряда научных статей и докладов. Например, известный российский историк, профессор С.Г. Кащенко в монографии использовал работу Еникеева «Выкупной платеж», М., 1881 г....». Среди опубликованных статей князя: «Боровичская старина. Изучай и познавай свою родину» (1899 г), «Драгоценный порошок» — о санитарном состоянии городов, промышленной переработке отходов и сохранении экологии северного района России (1899 г).
Николая Николаевича можно считать родоначальником Любытинской археологии — заинтересовавшись Княжесельскими сопками, он стал посещать заседания Археологического совета в Санкт–Петербурге и даже распорядился изготовить деревянный макет курганов, который собственноручно доставил в Археологический институт. Искренне заинтересовавшись происходящим, группа специалистов прибыла в именье князя (деревня Пробужа) и, наняв в помощь Льзических крестьян, провела там первые раскопки, обнаружив ряд погребальных урн.
После революции князь Еникеев не покинул родину. Последние годы он отчаянно нуждался и провел в нищете.
Его усадьба в деревне Видомлицы отошла к совхозу «Воля».