Вторник, 16 сентября 2025

Редакция

Где ты, «общая культура»?

Несмотря на предпринятые в последние годы действия по вывозу и утилизации «твёрдых коммунальных отходов», территория района по-прежнему засоряется мусором.

Райцентр — не исключение. Что мешает марёвцам бережнее, по-хозяйски, относиться к своему селу — общему дому?

Марёво — село красивое. И не только благодаря рельефу местности, подаренному нам природой. Микрорайоны «двухэтажек», кирпичные здания учреждений гармонично вписываются в «частный сектор». Пешеходные дорожки, ровные аллеи деревьев, сад едва ли не у каждого дома. Летом райцентр утопает в зелени, в центре села радуют глаз цветы на многочисленных клумбах, ухоженных заботливыми руками служащих отдела по обеспечению деятельности инфраструктуры райадминистрации, праздничное разноцветье — и в полисадниках у частников.

Нам, «аборигенам», эта повседневная неброская красота не так заметна: привыкли, «глаз замылился». Зато нечасто посещающим Марёво приятный внешний облик села бросается в глаза. Впечатление от увиденного гости выражают коротко, но ёмко: «Красиво у вас...»

Да, красиво. Особенно — из окна автомобиля. Если же прогуляться по улочкам «на своих двоих», да заглянуть на окраины, первое восприятие слегка тускнеет. Причина ухудшения впечатления — обилие мусора. Под ногами прохожих и на обочинах дорог — пластиковая тара, упаковочный материал для продуктов, окурки. Много у нас такого необязательного мусора, сорим без меры, не задумываясь о последствиях.

Вот идёт по улице оживлённая стайка девиц среднего школьного возраста, на ходу распаковывающих только что приобретённое мороженое. Обёртки летят на тротуар. Урна для мусора — в десятке метров, но до неё ж дойти надо...

На лавочке «культурно отдыхают» с пивком земляки, «перебравшие» накануне, перекуривающие после каждого второго глотка. Урна — рядом, но бутылки и окурки летят под ноги, на траву. Зачем утруждать себя, дворник уберёт...

Вот из магазина выходит нетвёрдой походкой абориген, на ходу прикладывающийся к бутылке с пивом или «борматухой» — «трубы горят». Опорожненная тара летит в кусты. В проезжающем мимо авто открывается «форточка», из неё вылетает банка из-под того же пива. Веселятся ребята... А вот и пластиковый пакетик с мусором вылетает из приоткрытой дверцы притормозившего автомобиля. Приземляется на обочине дороги — это уже за границами села, на «трассе».

Недобросовестные марёвцы используют для выброса мусора любую «халявную» ёмкость

Такая «картина маслом» пишется каждодневно. Откуда такое поведение — пофигистское, неуважительное к окружающим? Вероятно, у многих сказывается нехватка так называемой «общей культуры» — в поведенческом смысле. Но вопрос, как привить нормы адекватного поведения в быту, остаётся без ответа. Видимо, это должно закладываться с раннего детства, в семье. Упустили — расплачиваемся. Дети же копируют поведенческие нормы взрослых, живые примеры — перед глазами. Как разорвать этот замкнутый круг?

На центральных улицах огрехи нерадивых односельчан ликвидирует крайне малочисленный «контингент» рабочих по благоустройству, в просторечии — дворники. На окраинах это делать некому, чистота территорий — забота владельцев индивидуальных жилых домов. Где-то — стараются её решать, где-то относятся равнодушно. Тем самым «калеча внешность» общего дома.

До сих пор речь шла о состоянии общественных, «ничейных» территорий. Но и применительно к «домашним» коммунальным отходам, вывозимым централизованно, проблема далека от разрешения. В основном — по причине того же «пофигизма», необязательности.

Казалось бы, в последние годы сделано всё или почти всё возможное для решения «мусорного вопроса». Проблема существенно оздоровилась с приходом в район специализированной организации — старорусского «Дорроса», в течение нескольких лет обслуживающей марёвцев добросовестно, без видимых сбоев. Небольшим «минусом» можно считать разве что отсутствие стопроцентного «охвата» потребителей: сотрудничество строилось, по сути, на заявительной основе, далеко не все «производители бытовых отходов», особенно в сельской местности, заключали договоры с «Дорросом», предпочитая освобождаться от продуктов жизнедеятельности другими, насколько примитивными, настолько и противозаконными способами.

С появлением областного оператора в лице «Экосервиса» условия взаимодействия с потребителями услуги ужесточились: каждый домовладелец или многоквартирный дом в лице собственников жилья обязан заключить договор по вывозу «твёрдых коммунальных отходов» (ТКО), попутно обзаводясь контейнерами или мешковой тарой.

Однако здесь пока не всё гладко — во всяком случае, на начальном этапе сотрудничества.. Помнится, на встрече руководства «Экосервиса» с представителями местной власти и марёвской общественностью, проходившей в райадминистрации в преддверии прихода в район нового оператора — в целях обсуждения алгоритма взаимодействия, депутат районной Думы Игорь Перепелин высказал опасения: не получится ли так, что отдельные граждане, заключившие договоры, платить-то за вывоз отходов будут, а приобретать тару — нет? То есть, избавляться от мусора привычным способом. Предположение казалось алогичным, но на практике прогноз подтвердился: похоже, некоторые односельчане пошли именно по такому пути. Отдельные граждане, проживающие вблизи многоквартирных домов, где установлены контейнеры общего пользования, втихаря носят отходы в них, предпочитая не приобретать собственную тару. Непонятно кем наполняются «доконтейнерные», старые металлические ёмкости для мусора, сохранившиеся на территориях ряда организаций: такие «баки» стоят, в частности, у общественных бань, у здания, где размещается в числе прочих служб редакция газеты. В последнем случае, при начале сотрудничества с «Дорросом», ёмкость была опрокинута вверх дном — дабы исключить попадание в неё отходов. Но кто-то — то ли жильцы соседних домов, то ли прохожие, установив бак в прежнее положение, до краёв наполнили его мусором.

Продолжается и практика избавления от отходов владельцами автомашин, выбрасывающими пакеты с мусором в лесополосу вблизи села или на обочине дороги в процессе езды. Мелких «несанкционированных свалок» меньше не становится. Думается, аналогичная ситуация и в ряде деревень, тем более что не ко всем есть подъезд для тяжёлой машины «Экосервиса».

Возвращаясь к началу. Пример того, как должен выглядеть центр села, марёвцы смогли наблюдать в середине сентября, перед посещением района министров областного правительства во главе с губернатором Андреем Никитиным. Понятно — перед приездом гостей принято наводить в доме порядок. Дело за небольшим — поддерживать его повседневно. Задача — сложная, но выполнимая, при условии хозяйского отношения к общему делу.

Анатолий КАСАТКИН
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

В деревне Божонка Новгородского округа открыли памятный знак, посвящённый бойцам, погибшим в зоне проведения специальной военной операции.

Отличный итог большого труда

Отличный итог большого труда

Игру юных музыкантов детской школы искусств — участников детского образцового ансамбля скрипачей «Аллегретто» — высоко оценили в Москве

Деревня – это люди

Деревня – это люди

Жители Крапивно по традиции, заложенной предками, отметили День деревни в Успение Пресвятой Богородицы

В свете софитов

В свете софитов

Экспозиции Солецкого краеведческого музея открылись в обновлённом интерьере

Удачный дебют

Удачный дебют

Демянские боксёры успешно выступили на открытом ринге по боксу в посёлке Любытино

Лакомый кусочек

Лакомый кусочек

На конкурсе рыбных блюд житель деревни Видогощь Андрей Васючков удивил фаршированной щукой.

Заиграл новыми красками

Заиграл новыми красками

Закончен ремонт фойе киноконцертного центра «Уверь», выполненный в рамках практики инициативного бюджетирования «Наш выбор»

Вторая жизнь зоны отдыха

Вторая жизнь зоны отдыха

В микрорайоне двухэтажных домов на улице Псковской работники МБУ «Солецкое городское хозяйство» начали установку новой детской площадки

Начало положено

Начало положено

На животноводческой ферме бывшего хозяйства «Демянский» в деревне Добросли вместо коров теперь появились другие животные

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА