— Она классная! — воскликнула Карина Анисимова и смущённо поправилась, — очень-очень хорошая, добрая, справедливая.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок чувствовал себя в школе комфортно, чтобы процесс обучения не был ему в тягость, а самое главное, чтобы рядом оказался хороший, добрый, настоящий учитель, тот, который способен понять и простить, помочь поверить в свои силы и поддержать, с которым можно поделиться всем.
Из отзывов шестиклассников средней школы я поняла, что Елена Семёновна именно такой учитель.
Настя Зазулина и Таня Рудниченко стали наперебой перечислять достоинства своего учителя:
— Внимательная, заботливая, но и требовательная!
Я же с удовольствием слушала девчонок и радовалась за них. Повезло им с учителем и классным руководителем.
Водовороты судьбы
Так уж случилось, что работать в школу Лена пришла не сразу. Хотя её учителя: Валентина Ивановна Нилова, Антонина Александровна Григорьева, Зоя Яковлевна Орехова, Тамара Ильинична Творогова, о них Елена вспоминает с глубокой благодарностью, — всегда говорили, что видят в ней будущего педагога.
Но мама Елены, Мария Александровна, долгие годы проработавшая учителем начальных классов, очень не хотела, чтобы дочка пошла по её стопам.
— Слушая маму и наперекор судьбе, — с улыбкой вспоминает Елена Семёновна, — я уехала в Эстонию. Там окончила техникум, вышла замуж, родила дочку. И только спустя восемь лет, оставила благоустроенную квартиру и вернулась на родину, но уже с семьёй.
— Почему? — спрашиваю я.
— Начались лихие девяностые, — отвечает на вопрос моя собеседница, — причин для уезда было много, но самая главная заключалась в том, что на родине мужа отменили русско-язычные школы. Я же хотела, чтобы мои дети остались русскими, чтобы они воспитывались на русской классической литературе.
В Ратицкой школе на тот момент не было учителя русского языка, и Елену позвали на работу.
— В школе я поняла, чтобы быть хорошим учителем, мало любить детей. Надо отлично знать свой предмет, знать методику преподавания, уметь составлять планирование всей системы уроков и внеурочной деятельности. И здесь рядом были мои наставники, учителя Ратицкой школы, которые во всём мне помогали, Татьяна Васильевна Илларионова и Елена Васильевна Смирнова, — с теплотой и благодарностью вспоминает Елена и с чувством глубокой признательности добавляет, —но самым первым и самым главным учителем для меня была и остаётся моя мама. Ей я обязана всем.
Обычно жизнь человека принято делить на личную и общественную, которая проходит в трудовом коллективе. Да только как знать, где эта граница, когда работа становится домом, а дом продолжением работы. Труд учителя таков и есть. Это служение, которое требует от человека всех его сил и способностей без остатка, которое не знает каникул и перемен.
— Оглядываясь назад, удивляюсь, как я выдержала тогда, — продолжает Елена, — работа, дети, бессонные ночи, учёба в университете, домашнее хозяйство. Но было очень интересно. Педагогика захватила меня. Я поняла, что это моё. Судьба привела меня туда, где я должна была быть.
В ногу со временем
В августе исполнилось 26 лет, как Елена Высокова пришла в школу. Незаметно промелькнули годы. Любопытные первые пятиклассники превратились во взрослых и красивых молодых людей. Но также лучатся их глаза при встрече с Еленой Семёновной, учителем, который продолжает делить доброту своей души с сегодняшними учениками, учит верить в себя, умеет увлечь своим предметом.
Сама Елена считает, чтобы быть профессионалом, надо не только любить детей, любить свой предмет, но всегда идти в ногу со временем.
За годы педагогической деятельности она достигла немалых профессиональных высот.
— Я уже четыре раза участвовала в конкурсе «Учитель года». При подготовке к нему делаешь глубокий анализ своей деятельности, перечитываешь много литературы, изучаешь опыт коллег. Этот процесс очень дисциплинирует, заставляет многое переосмыслить, увлекает настолько, что окунаешься в него с головой. У нас между конкурсантами всегда складываются дружеские отношения, нет нездоровой конкуренции, мы активно сотрудничаем, помогаем друг другу.
Вот уже в течение трёх пятилеток имею высшую категорию, — смеётся педагог и добавляет, — в будущем году снова буду её подтверждать. Регулярно прохожу курсовую переподготовку, участвовала в разработке КИМов. В нашей профессии нельзя стоять на месте, — убеждена Елена.
Учитель, педагог, наставник — это не просто профессия, а скорее призвание. Не каждый может стать настоящим учителем. У Елены получилось. Не просто получилось. Она умеет не только дать крепкие знания, но и привить интерес к учёбе, сформировать активную жизненную позицию, умеет создать дружный детский коллектив. За время работы она выработала своё педагогическое кредо, которому неукоснительно следует:
— Для меня главное — душевные качества ребёнка, не его способности, они у всех детей разные, — делится педагог. — У меня нет любимчиков, и никогда их не было. С детьми надо много общаться не только на уроках, тогда они раскрываются совсем с другой стороны.
Хорошего учителя человек не забывает и вспоминает всю жизнь, рассказывает о нём друзьям, детям и внукам, по нему сверяет свою жизнь, считая его идеалом добра. И у каждого из нас в школе был свой такой учитель, как и у нынешних шестиклассников Волотовской школы.
Сегодня замечательный светлый праздник работников сферы образования. И мы, и Елена Семёновна от всей души поздравляем всех педагогов района, ветеранов педагогического труда с Днём учителя. Желаем крепкого здоровья, семейного благополучия, благодарных учеников и родителей. Спасибо за мудрость, неравнодушие, заботу и доброту ваших сердец, готовность распахнуть свою душу для каждого ребёнка!
Екатерина МАЛОВА
Фото автора