Среда, 17 сентября 2025

Редакция

Оксочи

Василий АЛЕКСЕЕВ, Продолжение, начало в № 36

В моём повествовании кладбищу следует отвести отдельное место, хотя бы потому, что оно не рядовое, своеобразная историческая достопримечательность села, и не могло не оставить определённый след в нашей мальчишеской жизни. К тому же кладбище обладает тем свойством, что невольно заставляет задуматься над бренностью человека, да и вообще над смыслом жизни...

Находится оно в центре Оксоч. В детстве кладбище всегда было местом таинственным и даже пугающим. Помню, когда мы жили ещё в первом маленьком домике, до него было совсем близко, и этот факт оставлял не совсем приятный отпечаток на моём, скажем так, мировосприятии. Однажды, после какого-то наказания, которое посчитал несправедливым, я мстительно заявил, что уйду на кладбище, лягу между могилами и замёрзну. С кладбищем было связано и озорство. Там, например, можно было найти человеческие черепа. И мы их под ночь устанавливали на столбы изгороди вдоль дороги, а внутри ставили огрызки свечей и зажигали их (нравственный аспект нам был неведом). В темноте всё это представляло собой зловещее зрелище, которое весьма пугало проходивший мимо народ после кино или клубных танцев.

Кладбище очень древнее, скорее всего, восходит к тому времени, когда появилось здесь поселение. На нём всегда стояли мощные деревья, берёзы и ели. Но там же росли и большие черёмухи. Ягоды на них были самые крупные, сладкие и вкусные в сравнении с другими местами, и нас нисколько не смущало то, на чём произрастали эти деревья. Некоторая боязнь кладбища всегда присутствовала даже днём, когда один на один с ним находишься, проходя по центральной дорожке. Но особенно зловещим казалось оно ночью. Ходили байки, что по ночам там двигаются какие-то огоньки, особенно после грозы. Что не исключена встреча с покойниками, если там оказаться в полночь. Это всё очень интриговало. Как-то, мне тогда было лет 8-9, я решил проверить, смогу ли пройти по кладбищу именно в 12 часов ночи. Помню, как шёл по едва заметной дорожке при луне мимо крестов и памятников и как на голове шевелились волосы. Но всё-таки прошёл, и со мной ничего не случилось. После этого я чувствовал преимущество перед теми, кто продолжал пугать и пугаться кладбища.

Захоронения, которые там можно встретить, не уходят далее людей, живших во времена Пушкина и похороненных во второй половине XIX века. Это видно по отдельным сохранившимся каменным памятникам из гранита, лабрадорита и даже мрамора. Принадлежат они купцам, чиновникам, их жёнам, военным. С южной стороны, обращённой к железной дороге, во время моего детства проходила дорожка, и справа от неё, почти на границе кладбища, находилась мраморная плита. Надпись на ней с остатками позолоты гласила, что под ней покоится некий барон фон Розенберг. Потом эта плита как-то затерялась, возможно, заросла травой. Мои недавние изыскания в интернете позволили установить, что это захоронение с большой долей вероятности принадлежит уездному предводителю дворянства действительному статскому советнику барону Василию Петровичу фон Розенбергу, представителю известного рода, одно из ответвлений которого оказалось в России и в Новгородской губернии. Умер он в 1914 году и похоронен, по-видимому, по его завещанию около храма Преображения Господня в д. Оксочи как его прихожанин.

Во время поисков нашёл и сведения, что само название «Оксочи» происходит от местоположения села около соч – сочных (болотистых) мест и что село принадлежит к числу древнейших погостов. Основание его относится, вероятно, к первым векам утверждения христианства на севере Руси. В старину село, расположенное вдали от судоходных рек и больших дорог, среди дикого лесного края, было бедным и глухим уголком. С течением времени Оксочи изменили свой вид. С проведением Николаевской железной дороги данная местность значительно оживилась и сделалась пригородной.

С 80-х годов XIX века, когда по упразднении небольшого участка старого полотна железной дороги сделан был обход и новая линия прошла близ самого села, оно, благодаря здоровому климату, сделалось излюбленным местопребыванием для помещиков и дачников. В это время в приходе села Оксочи насчитывалось до 30 помещичьих усадеб, а летом каждый свободный уголок, даже в крестьянских избах, отдавался под дачу. С этими переменами связана и постройка нового храма.

Продолжение следует

РЕКЛАМА

Еще статьи

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

В деревне Божонка Новгородского округа открыли памятный знак, посвящённый бойцам, погибшим в зоне проведения специальной военной операции.

Отличный итог большого труда

Отличный итог большого труда

Игру юных музыкантов детской школы искусств — участников детского образцового ансамбля скрипачей «Аллегретто» — высоко оценили в Москве

Деревня – это люди

Деревня – это люди

Жители Крапивно по традиции, заложенной предками, отметили День деревни в Успение Пресвятой Богородицы

В свете софитов

В свете софитов

Экспозиции Солецкого краеведческого музея открылись в обновлённом интерьере

Удачный дебют

Удачный дебют

Демянские боксёры успешно выступили на открытом ринге по боксу в посёлке Любытино

Лакомый кусочек

Лакомый кусочек

На конкурсе рыбных блюд житель деревни Видогощь Андрей Васючков удивил фаршированной щукой.

Заиграл новыми красками

Заиграл новыми красками

Закончен ремонт фойе киноконцертного центра «Уверь», выполненный в рамках практики инициативного бюджетирования «Наш выбор»

Вторая жизнь зоны отдыха

Вторая жизнь зоны отдыха

В микрорайоне двухэтажных домов на улице Псковской работники МБУ «Солецкое городское хозяйство» начали установку новой детской площадки

Начало положено

Начало положено

На животноводческой ферме бывшего хозяйства «Демянский» в деревне Добросли вместо коров теперь появились другие животные

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА