Среда, 17 сентября 2025

Редакция

«Придёт месяц май, не найдёте места»,

— такое послание прочитала Ксения Никитична Левина в первые дни войны

Она родилась в крестьянской семье. Жили в деревне Вершина Кневицкого сельсовета: родители трудились в колхозе и растили пятерых детей. Работали за трудодни, а в личном хозяйстве была корова, делали сметану и масло.

«Старшую сестру Полю взяли копать противотанковые траншеи, — вспоминает Ксения Никитична. — Прихожу к сестре, а из пролетающего немецкого самолета бросают листовки. Прежде, чем наши солдаты их от меня отобрали, две успела прочитать. «Девочки и дамочки, не ройте для нас ямочки. Пойдут наши танчики — заровняют ваши ямочки», — было на одной. А во второй: «Девочки и дамочки, не месите тесто. Придёт месяц май, не найдёте места». Прилетевший второй самолет начал бомбить дома. Мы вместе с нашими солдатами спрятались в окопы, а потом начался бой.

Семь раз деревня переходила из рук в руки. Мирные жители сидели в окопе под перекрёстным огнём. Снаряды рвутся то сзади, то спереди, но в наш окоп не попали. После боя немцы заняли наши дома. Когда советские самолёты начали бомбить деревню, они нас выгнали из окопов и сами туда забрались. Односельчане ушли к реке, где были выкопаны временные окопы. Сидим: морозно, под ногами снег и лёд, а отец на коленках держит меня и сестру Клаву. Вот этот бой был долгим.

Когда закончился, жителей захватчики посадили по машинам и повезли в другую деревню под названием, кажется, Яфтюга, а в ней ни одного дома, только гумно, где раньше хлеб молотили. В нем стояла бочка, ее и приспособили под печь. Под полом в гумне немцы наделали теплушки, где сидели мама, я, Клава, брат Федя, а отец, старшие сёстры Настя и Поля — день и ночь около этой бочки. Ломоть хлеба принесут с водой — и всё.

Война закончилась, пришёл мир, а кушать было нечего. Всю траву переели: крапиву, лебеду, щавель, картошку гнилую. Хорошо, когда пластик хлеба есть. Всё мы ели, а отцу это — не в силу, и в 1945 году он умер. Его похоронили, а мама осталась с пятью детьми. Работала в колхозе, а председатель к осени и говорит: «Тимофеевна, мне вас не прокормить. У тебя семья большая, а рабочих мало». Вот нас и эвакуировали в Кемеровскую область, Таштагольский район, где прожили пять лет. Затем вернулись в свою деревню, а в ней нет ни одного дома. Пришлось жить в других деревнях.

В Кневицах я познакомилась с первым мужем, но его мама посчитала, что я ему не пара, и развела нас. Со вторым мужем — в Новой Деревне, куда приезжала в гости. У Николая Фёдоровича было трое детей, у меня — сын. Растили четверых детей и работали в полеводстве».

Подготовила Светлана НИКОЛАЕВА
Фото из архива Парфинского комплексного центра социального обслуживания

РЕКЛАМА

Еще статьи

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

В деревне Божонка Новгородского округа открыли памятный знак, посвящённый бойцам, погибшим в зоне проведения специальной военной операции.

Отличный итог большого труда

Отличный итог большого труда

Игру юных музыкантов детской школы искусств — участников детского образцового ансамбля скрипачей «Аллегретто» — высоко оценили в Москве

Деревня – это люди

Деревня – это люди

Жители Крапивно по традиции, заложенной предками, отметили День деревни в Успение Пресвятой Богородицы

В свете софитов

В свете софитов

Экспозиции Солецкого краеведческого музея открылись в обновлённом интерьере

Удачный дебют

Удачный дебют

Демянские боксёры успешно выступили на открытом ринге по боксу в посёлке Любытино

Лакомый кусочек

Лакомый кусочек

На конкурсе рыбных блюд житель деревни Видогощь Андрей Васючков удивил фаршированной щукой.

Заиграл новыми красками

Заиграл новыми красками

Закончен ремонт фойе киноконцертного центра «Уверь», выполненный в рамках практики инициативного бюджетирования «Наш выбор»

Вторая жизнь зоны отдыха

Вторая жизнь зоны отдыха

В микрорайоне двухэтажных домов на улице Псковской работники МБУ «Солецкое городское хозяйство» начали установку новой детской площадки

Начало положено

Начало положено

На животноводческой ферме бывшего хозяйства «Демянский» в деревне Добросли вместо коров теперь появились другие животные

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА