Михаил Васильевич СТЕПАНОВ — водитель более чем с 30‑летним стажем.
Родом из Локотска, он с детства был связан с сельским бытом и сельскохозяйственным трудом. Говорит, особого выбора при определении жизненного пути у тогдашних деревенских парней не было — почти все становились либо трактористами, либо водителями. Сам он, закончив в конце 70‑х годов школу, получил специальность механизатора, стал работать в совхозе. Затем, отслужив в армии, вернулся сюда же. Вскоре женился, и семья переехала в областной центр. В Новгороде получил водительские права, работал в совхозе-техникуме. Возможно, так и остался бы локотчанин Михаил Степанов городским жителем, но наступившие перестроечные времена внесли свои коррективы — с работой и зарплатой стало трудно, было принято решение вернуться в родную деревню, тем более что директор совхоза, задавшись целью вернуть в деревню разъехавшуюся молодёжь, активно звал к себе.
Совхоз, однако, просуществовал после этого недолго, не стало работы и в Локотске. Пришлось сменить не одно место — возил хлеб в райпо, был и дальнобойщиком, водителем рейсового автобуса. Сейчас вот уже третий сезон возит школьников. К водителю школьного автобуса, конечно же, предъявляются особые требования, главные из которых это наличие профессионального опыта и отсутствие нарушений на дорогах, строжайшее соблюдение скоростного режима, в противном случае — увольнение.
Юные пассажиры любят дядю Мишу, каждый день доставляющего их буквально до школьного порога и обратно до дома. Есть населённые пункты, где ждёт его всего один школьник или школьница, ко всем он приезжает вовремя. И как же хорошо бывает с холодной улицы нырнуть в тёплый салон, где уже ждут друзья...
— Мой рабочий день начинается около шести утра, с технического осмотра школьного автобуса — фары, поворотники, наружный и внутренний осмотр, — говорит Михаил Васильевич. — Всё должно быть в исправности, возить детей — особая ответственность. Автобус не новый, ему уже девять лет, поэтому следить за состоянием приходится особенно тщательно. Потом «технический осмотр» прохожу я сам: перед каждым рабочим днём самочувствие контролирует медработник. Затем отправляюсь в утренний рейс — до начала занятий мне нужно собрать ребятишек из Ересина, Усть-Волмы, Жихарева. Куст большой, везде необходимо успеть. В автобусе обязательно присутствует сопровождающий педагог. Тем же маршрутом отправляемся после окончания школьного дня в обратный путь.
Нередко случаются и дополнительные рейсы — отвезти детей на экскурсию, соревнования, другие мероприятия. В целом за день проезжаю порядка 200 километров.
Учитель начальных классов Елена ЛУЖКОВА ежедневно сопровождает детей по названному маршруту.
— Михаила Васильевича мы обожаем, — рассказывает она. — Помимо обладания невероятным терпением (дети за долгую дорогу, как правило, успеют достаточно пошуметь) он очень внимательный, добрый и бережно относящийся к ребятишкам человек, очень и очень профессиональный и аккуратный водитель, а ведь ездить приходится по просёлочным дорогам, состояние которых известно каждому. А сколько смешных и поучительных историй мы услышали от него во время поездок. Конечно же, мы все от нашего маленького «автобусного» коллектива поздравляем любимого водителя с праздником!
Сын Михаила Васильевича Алексей тоже пошёл по стопам отца, избрав эту самую что ни на есть мужскую профессию, сейчас трудится на скорой помощи. Прощаясь, мой собеседник просит поздравить сына, его коллектив, всех своих коллег с профессиональным праздником. Присоединяемся к поздравлениям, лёгких всем дорог.
Оксана ЕГОРОВА
Фото автора