Четверг, 23 октября 2025

Редакция

Будем исполнять закон

По решению регионального министерства образования, во второй четверти текущего учебного года в нашем районе в 5‑х классах вводится второй иностранный язык.

Это соответствует изменениям о языке образования, внесённым в статьи 11 и 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

За комментариями мы обратились к главному специалисту районного комитета по образованию Светлана ВАСИЛЬЕВА:

— В Ямникской, Лавровской, Кневицкой школах второй иностранный язык — английский, В Лычковской школе — немецкий. В Демянской школе для ребят, изучающих английский язык, вторым иностранным будет немецкий, а для тех, кто изучает немецкий язык, вторым иностранным станет английский.

В соответствии с ФГОС основного общего образования изучение второго иностранного языка предусматривается на уровне основного общего образования (5–9 классы) и является обязательным. Такое требование содержит пункт 18.3.1 ФГОС основной образовательной программы. Эту позицию подтвердило и Минобрнауки в письме от 17.05.2018 № 08–1214. Наш комитет в адрес всех школ и филиалов направил методические рекомендации по организации изучения второго иностранного языка.

Школа свободна в выборе второго иностранного языка. Просто нужно выбрать язык, для изучения которого можно создать условия. К ним относится укомплектованность библиотеки учебниками и иными средствами обучения, наличие в штате педагога, который владеет выбранным иностранным языком, достаточное количество учебных кабинетов.

Учебники по второму иностранному языку должны быть из федерального перечня учебников, который утвержден приказом Минобрнауки от 31.03.2014 № 253 (ФПУ).

Школа обязана обеспечить каждого учителя и ученика учебником по второму иностранному языку в печатной и (или) электронной форме. Не стоит забывать, что при необходимости можно дополнить содержание учебника учебными пособиями.

При выборе второго языка для изучения можно учитывать мнение родителей учеников. Однако школа вправе отказать родителям ввести второй иностранный язык по их выбору. Родители могут выбирать только факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины или модули из перечня, который предлагает школа. Школа может учесть мнение родителей по этому вопросу, но не обязана это делать.

Конечно, мы не рекомендуем вводить в качестве второго иностранного языка редкий для российской системы образования язык (японский, португальский и др.), даже если об этом попросят родители учеников. Ведь будет трудно найти учителя и подобрать учебно-методические материалы на всё время обучения.

Повторюсь: введение изучения второго иностранного языка предусматривается в 5–9‑х классах. Этого требует ФГОС ООО. В начальных и старших классах вводить второй иностранный язык не нужно.В 10–11‑х классах школьники и так изучают много предметов, поэтому, если ввести второй иностранный язык, им будет трудно усвоить весь материал.

Учитель иностранного языка должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в школе. Таким образом, вести уроки иностранного языка в школе может не только педагог со знанием иностранного языка, но и, например, переводчик.

На лингвистических факультетах вузов, как правило, изучают два, а иногда и три языка. Поэтому учителям основного иностранного языка (например, английского) предложено пройти курсы повышения квалификации и преподавать другой язык (например, немецкий).

В учебном плане 5‑х классов на второй иностранный язык предусматривается два часа в неделю.

Класс можно разделить на группы для изучения второго иностранного языка. Когда и как это сделать, школа решает самостоятельно. Предварительно нужно проверить, есть ли для этого в школе достаточное количество кабинетов с учётом требований к площади на одного ученика, расстановке мебели и освещенности, учебных пособий, учителей и финансовых средств на выплату зарплаты.

Выпускники 9‑х классов имеют право сдавать ГИА по второму иностранному языку.

Оценку по второму иностранному будут выставлять в аттестат, так как второй иностранный язык входит в обязательную часть учебного плана.

Записала Наталия МАКЕЕВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Земля прокормит

Земля прокормит

Развитие сельского хозяйства находится в числе приоритетов Любытинского округа

Трудовая слава земли

Трудовая слава земли

Заместитель председателя комитета сельского хозяйства и продовольствия Хвойнинского округа рассказала об успехах в этой отрасли

Тепло рук и сердец в каждой сети!

Тепло рук и сердец в каждой сети!

В Песском ДК изготавливают маскировочные сети и собирают помощь для бойцов СВО, находящихся в зоне специальной военной операции.

Погружение

Погружение

Учащиеся 10 класса школы № 2 поселка Крестцы приняли участие в трёхдневном межобластном патриотическом походе «Дорогами памяти»

Образ жизни — как пример

Образ жизни — как пример

Галина Николаевна ПАВЛЮК — главная женская движущая сила одной из самых известных и опытных трудовых династий в агропромышленном комплексе региона

Давайте дружить… гармонями!

Давайте дружить… гармонями!

На праздновании Дня города в Окуловке почётным гостем стал гармонист из Санкт-Петербурга Игорь Шипков

«Первоцвет» вышел в свет

«Первоцвет» вышел в свет

ЛитО «Словолюбы» представили читателям свой первый альманах

Классная мама

Классная мама

Второй год увлечённо и с энтузиазмом обучает математике хвойнинских ребят Наталья АБАШКИНА, имеющая богатый опыт в воспитании своих девятерых детей

Вспоминая подвиг земляков

Вспоминая подвиг земляков

Мошенские школьники заняли первое место в областном военно-спортивном турнире памяти 177‑й стрелковой Любанской дивизии

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА