Вторник, 26 ноября 2024

Редакция

И всё-таки в душе всё та же школьница...

Есть люди, чьи имена неразрывно связаны с той местностью, где они проживают, о которых знают все, даже если лично с ними не знакомы, чей авторитет непререкаем, а главное — рядом с которыми хочется находиться.

Зинаида Александровна КАТИЧЕВА — безусловно, из числа таких людей. И хоть она давно уже не работает, а круг общения сузился до родственников и знакомых, об учителе начальных классов Катичевой продолжают говорить в превосходной степени не только как о талантливом педагоге, но и огромной доброты и открытости человеке.

Основа основ

Детство будущего отличника народного образования СССР, РСФСР прошло в Ямской Слободе среди большущей оравы таких же, как она, ямских ребятишек: на спортивной площадке, на берегу Холовы, в лесу и поле. Мама была надомницей на «Крестецкой строчке», отец — техник связи (как и будущий муж, которого, увы, уже нет с ней). Именно отец привил ей огромную любовь к книгам, к осмыслению и анализу прочитанного. А ещё у них в семье очень любили «чёрную тарелку» — радиорепродуктор, по которому в то время передавали много классической музыки. Равно как и читали художественных произведений. Вспоминает, что именно в том, раннем детстве полюбила пьесы Островского и любовь эту пронесла через всю жизнь. Даже сейчас, когда стала неважно видеть, её выручает именно радио, поздним вечером и ночью транслирующее русскую классику, которую она готова слушать часами.

В 1941 году отец ушёл на фронт. Начало войны застало её в четырёхлетнем возрасте, когда детская память ещё нечётко фиксирует происходящее вокруг. Однако бомбёжки и страх, гул боевой техники, передвигавшейся через Крестцы, эвакуацию в д. Санталово, осколки стекла в родном доме по возвращении она помнит отчётливо...

Их семье повезло: пройдя всю войну, отец вернулся живым и невредимым, предстояло строить мирную жизнь.

Гори, гори, моя звезда

— Я когда-то услышала передачу про китайских мудрецов, — рассказывает собеседница, — утверждавших, что каждый человек рождается под собственной звездой. Один — чтобы прекрасно петь, второй — лечить, третий — нести веру в Бога. Я же благодарна судьбе за то, что с самого рождения и по сегодняшний день окружена добрыми, сострадающими, душевными людьми, талантливыми друзьями. Если так можно выразиться, я рождена для дружбы. Много дорогих для меня людей разбросано по свету — России, ближнему и дальнему зарубежью, но я всегда чувствую их заботу, искреннюю заинтересованность, мы часто созваниваемся и держим друг друга в курсе событий. А что касается нашего 10‑а, класса, где я училась, то он стал настоящим кладезем одарённых, неординарных (как показало будущее) членов общества. Среди них — профессора, директора заводов, поэты, краеведы, крупные деятели лесной промышленности и другие. В целом же послевоенное поколение — это удивительное поколение, прошедшее горнило страшного времени, но выросшее настоящими людьми, с незыблемой верой в идеалы, торжество добра и справедливости, поколение прекрасных романтиков... С этим и шагаем по жизни. Я, к примеру, мечтала стать непременно геологом или археологом. Вспоминаю наши детские игры в эти профессии: мы надували невидимые паруса, путешествовали по островам, открывали новые месторождения. Мы инсценировали каждую попавшую в руки приключенческую книгу, воображая себя то пиратами, то благородными рыцарями...

Её любимая «красная» школа

Однако выбрала для себя Зинаида Александровна всё же профессию учителя. И, как потом станет известно, наверное, всё же это была её звезда.

В 1956 году она поступила в педучилище, после его окончания была направлена преподавать в Далёво. Одним из сильных впечатлений стало знакомство с директором школы Павлом Алексеевичем Ефимовым, построившим школу для ребятни буквально собственными руками. Здесь она прошла отличную закалку, преподавала не только литературу и русский, но и химию, физкультуру — в общем, пришлось стать настоящим универсалом, поскольку педагогами сельские школы и сейчас-то не избалованы, а уж тогда и подавно.

— Я, конечно, благодарна Богу и судьбе за то, что довелось работать в моей любимой «красной» школе, школе № 1, — продолжает Зинаида Александровна. — Благодарна всем коллегам: и старшим, и молодым. Это очень творческий, сплочённый коллектив, мы были практически одной семьёй и в горе, и в радости. Хотелось бы назвать имена многих, практически всех, хоть и понимаю, что это невозможно, но одно имя я не могу не упомянуть. Это имя Евгении Ивановны Нейланд, которая совсем юной девушкой встретила меня у школьного порога, став моей первой учительницей, а в дальнейшем — коллегой и бессменным наставником. Я очень многому у неё научилась. Это был Учитель с большой буквы.

Я ни разу не пожалела, что связала свою жизнь со школой, где отработала более сорока лет. Классы по сорок два человека, восемьдесят с лишним тетрадей на проверку ежевечерне, внеклассные и классные мероприятия, педсоветы, родительские собрания... Конечно, работа эта далеко не простая, конечно, уставала, часто не хватало времени на семью, собственных детей, но тот взаимообмен энергией с моими малышами до сих пор даёт мне жизненные силы, я слежу за их судьбами, радуюсь успехам, переживаю неудачи. Не так давно вьюжным февральским вечером услышала у своего дома шум автомобилей, многочисленные голоса, выглянула в окно, а там — вереница дорогих машин, какие-то люди. Удивилась: обычно на нашей тихой улочке такого движения не происходит. Подумала: кино, что ли, снимают? И вдруг в коридоре возгласы: «Зинаида Александровна, открывайте, это мы, ваши первоклашки...». И вот в моём доме — весёлая гурьба пятидесятилетних «первоклашек»: красивые, ухоженные женщины, галантные мужчины, нарядные, благоухающие хорошим парфюмом, подарки, объятия... Вечер встречи выпускников, меня пришли проведать мои ученики. Такие минуты дорогого стоят, понимаешь, что жизнь не зря прошла.

Много радости, много тепла

— Сегодня я живу одна, хотя в моём доме по-прежнему много людей: друзья и знакомые, семья сына, — рассказывает Зинаида Александровна. — Сын Вадим по специальности — инженер-конструктор, обслуживающий технику в одном из банков. А вот внук Игорь изначально выбрал финансовое образование. Я их шутливо называю «мои банкиры». Дети живут в Новгороде, но приезжают часто. С семьёй сына поддерживаю очень и очень тёплые отношения, невестка давно стала дочкой, тщательно заботится как о моём самочувствии, так и об идеальной чистоте в моём доме...

Зинаида Александровна продолжает оставаться всё тем же романтиком из пятидесятых, той же девочкой, верящей в торжество справедливости, и в то, что добро всегда побеждает зло. О настоящем бескорыстии и внутренних моральных принципах говорит хотя бы один случай, когда ещё в советское время отказалась от бесплатной квартиры, на которую подошла очередь, из тех соображений, что её семье есть где жить (хотя это всего-навсего скромный старенький домик), а ведь кому-то квартира нужнее. Не знаю, стало ли известно другому счастливому владельцу об этом поступке, но если б каждый из нас хотя бы раз в жизни совершил нечто подобное, насколько легче и счастливее стало бы жить.

Перенеся смерть мужа, а ещё раньше — трагическую гибель сына, имея далеко не самое лучшее здоровье, моя собеседница сумела сохранить и чувство юмора, и открытость людям, искреннее желание сделать так, чтобы всем было хорошо, деликатность, интеллигентность, любовь к книгам, стремление и умение хорошо выглядеть — одним словом, всё, что обозначается ёмким понятием вкуса жизни.

Не так давно Зинаида Александровна отпраздновала очередной юбилей. Мы желаем ей, её семье, всем, кто дорог этой удивительной женщине, добра и спокойствия, тепла и радости.

Оксана ЕГОРОВА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Участковый уполномоченный полиции Екатерина Сидорова

Девушка с характером

Свой профессиональный выбор многие из нас сделали ещё в школьные годы. Так было и у холмички Екатерины Сидоровой.

Награждены за добросовестный труд

Почёт и хвала аграриям

В Волотовском ДК чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Постоянно на передовой

Подполковник юстиции Ольга Фоченкова более 20 лет посвятила службе в полиции

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА