Скоро в Марёве должны прозвучать последние аккорды мелодии долгоиграющей пластинки «Благоустройство общественной территории в рамках государственной программы «Комфортная городская среда». В двадцатых числах октября на автовакзальной площади начались подготовительные работы, предшествующие асфальтированию территории.
Почему пластинка долгоиграющая — понятно. Благоустройство этой «общественной территории», оценённое более чем в полмиллиона рублей, давно бы должно было закончиться, если б не помехи, провоцируемые аукционной процедурой и сопутствующими неблагоприятными обстоятельствами, создающими препятствия в реализации намеченного. На неоднократно объявляемый «тендер» никто из потенциальных подрядчиков не откликался несколько месяцев — из-за малого объёма работ и, соответственно, сметной стоимости проекта, не позволяющей исполнителям работ вписаться в рентабельность. Даже когда в смету были внесены коррективы, повышающие стоимость. Что удалось сделать — так это благоустроить сквер у площади, «облагородить» его пешеходной дорожкой из тротуарной плитки да лавочками.
Лето прошло, включая и двойное «бабье». Подрядчик — фирма из областного центра — «клюнул» на марёвскую скудную наживку ближе к глухой осени, когда начался сезон дождей. Что уже предполагает невысокое качество работ по асфальтированию. Причём, на контакт вышел подрядчик из распространённой при аукционных процедурах категории — по сути, посредник, привлекающий реальных исполнителей работ, из числа местных, на основе субподряда. В этом качестве привычно выступил предприниматель Алексей Шаляпин, располагающий подходящей техникой.
22 октября он приступил к разрушению существующего асфальтового покрытия площади. По проекту предполагалось фрезерование поверхностного слоя с последующей укладкой сплошного слоя асфальта. Но — не вписались в отведённый для этого объём средств, с учётом затратности доставки асфальтовой смеси за 250 вёрст — из Новгорода, из Подбрезья. Ближе не нашлось. В результате сплошное асфальтирование автовокзальной отпадает, будут обновлены только отдельные наиболее пострадавшие участки, подготовленные местным предпринимателем.
Соответственно, не удалось реализовать и попутный проект — по укладке слоя асфальта на вдрызг разбитом участке напротив здания райадмиистрации. Точнее — от центрального перекрёстка до пожарной части, протяжённостью всего-то метров двести. С учётом предварительного фрезерования и последующего сплошного асфальтирования, сметная стоимость проекта составляла более миллиона рублей. Однако выяснилось, что с учётом огромных транспортных затрат — на доставку асфальта за пятьсот вёрст (с учётом езды в оба конца), этих денег достанет единственно на ямочный ремонт участка, способом «наложения карт» на месте ям в дорожном покрытии. Приступившие к работе на участке дороги субподрядчики вместо фрезерования вырезают «болгарками» места для «карт». Миллион рублей на ямочный ремонт 200 метров дороги — не слишком ли шикуем? Соответствует ли «выхлоп» вложенным ресурсам?
Предвижу вопрос: зачем же было столь нерационально использовать немалые деньги, не проще ли отложить «проект» до появления более приемлемого варианта? Увы, выделенные в рамках вышеназванной госпрограммы средства необходимо «освоить» в оговорённые сроки. Не сделаешь этого — в будущем году можешь не рассчитывать на халявные деньги, выделяемые по программе. Дают — бери...
Такой нерациональный подход наводит на размышления: если везде проекты в рамках «Комфортной среды» реализуются так же накладно, нерационально, как в Марёве — ради освоения средств, стоит ли овчинка выделки?
Понятно — в городских районах, поближе к центру, на аналогичные средства можно выполнить куда больший объём работ, чем в Марёве. В качестве позитива можно привести пример Малой Вишеры, где по инициативе местных жителей благоустроили так называемый «Праздничный квартал», находящийся в центре города, заасфальтировав площадь, вымостив плиткой тротуар, благоустроив клумбы, установив бортовые камни, разбив цветники и газон, смонтировав освещение — всего на сумму 2,8 млн. рублей. Наши же минусы — незначительные объёмы работ и удалённость. В итоге — затраты, пожалуй, перевешивают практическую пользу. Словом, провинция. Которая сегодня ассоциируется, увы, не со здоровой экологией, а, скорее, со звуком оборванной струны в чеховской драме.
Анатолий КАСАТКИН
Фото автора