Когда мы приехали в администрацию поселения и зашли в кабинет главы Аллы Кукушкиной, она разговаривала с кем-то по телефону. Время стояло предобеденное, но голос у Аллы Григорьевны, было похоже, почти охрип. Ну, скажем, не охрип, а как-то надорвался. И лицо выглядело совсем усталым: выражение его казалось сердитым, но во всём её облике сквозила безысходность. «Я же всё равно буду писать во все возможные инстанции... И по правам человека тоже. Нам же скоро придётся коней покупать и на них ездить... Вам надо объекты закрывать, а мы тут что, не люди». Вот такие примерно реплики пришлось мне невольно услышать.
— Что у вас тут стряслось? — спрашиваю.
— Да люди с утра начинают звонить. Видели, какие тут по посёлку поезда на колёсах едут! По 15–20 машин, днём и ночью! Они же будто по головам людей едут! Обочин нет, спрятаться некуда. Люди звонят: стёкла в окнах дрожат, стены домов дрожат. Фундаменты едва не рушатся. Какая у нас дорога? Не для сорокатонных же вагонов, она не рассчитана на такой тоннаж...
— А куда едут?
— В этом году у нас открыты два карьера, в деревнях Хотыня и Комарово. Чем ближе зима — тем больше машин, у них перед новым годом всегда аврал, объекты закрывать надо. Я им говорю, мол, вы где-то строите дорогу, а нашу разбиваете, она уже местами потрескалась, просела... Карьеры частные, а заказчик работ — «Новгородавтодор». Попробовала позвонить министру транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области Станиславу Васильевичу Шульцеву, но он тоже сказал, что они, мол, не могут запретить людям работать... Позвонила в ОГИБДД — есть запрос на весовую. Весовая уезжает — машины пошли.
Дорогу по Уторгоши в 2012–2013 годах строили польские мастера австрийской фирмы «Штрабаг», я сама видела, как качественно они работали.
— По завершении работ, — продолжает Кукушкина, — строители заверили, что, судя по тому, какие у нас тут потоки транспорта, десять лет мы можем не думать о ремонте. Чуть позже 11 километров в сторону Шимска отремонтировали питерцы — тоже качественно сработали, хорошая дорога. Мы радовались, и что теперь? До 2022 года ремонта в планах нет. Но скоро по ней на легковом и автобусном транспорте будет не проехать, а по посёлку — не пройти. Да и население страдает: люди не спят ночами, вы даже не представляете, каково это, когда одна за другой проезжают по улице десятки многотонных машин. Даже когда едут в карьер пустые, грохот стоит, а уж когда обратно гружёные возвращаются... А до карьера эти «Тонары» проезжают ещё по десяти деревням. До Турской Горки дорогу совсем убили.
Действительно, очень обидно получается. С одной стороны, строители должны работать и им нужно возить необходимые грузы, с другой — вдоль дорог, по которым их везут, живут люди. Заметим, дорог, не предусмотренных под такие тоннажи, рассчитанных на десятилетнюю эксплуатацию после ремонта, но приводимых в негодность после использования некоторыми транспортными компаниями.
Ситуации, конечно, бывают разные, но в означенной даже не знаешь, что сказать. Кто же заставит компанию, испортившую отремонтированную недавно дорогу, привести её в надлежащее состояние? Может быть, гражданам подать судебные иски в отношении «Новгородавтодора»? Мы не знаем...
(Но из Уторгоши есть и хорошие новости. Об этом — на 3‑й странице).
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
Фото автора