Пятница, 19 сентября 2025

Редакция

Живёт-поживает один человек

Слушая в Клайпеде шум морского прибоя или паровозные гудки на станции, Антонина Игнатьева всегда тосковала о своей малой родине.

Часто бывает, что позовёт человека в дорогу мечта о счастливой жизни, и он устремляется за синей птицей в далёкие края, не предполагая, что спустя много лет снова вернётся к своим истокам, где в одиночестве будет тихо коротать отпущенный ему век. У 77‑летней Антонины Егоровны, которая два года назад поселилась в купленном домике на уютной и нешумной улице сержанта Меркулова, так всё в жизни и произошло.

Судьба обошлась с этой женщиной не очень ласково. На долю уроженки деревни Ильинское, что на территории Красноборского сельского поселения, трудные испытания выпали практически с пелёнок. Родилась она в феврале 1941 года, а спустя несколько месяцев, когда фашистский кованый сапог уже топтал холмскую землю, она с матерью была эвакуирована в приграничный с Литвой район Псковской области. Какие издевательства над советскими людьми творили захватчики на оккупированной территории, Антонина знать в то страшное время не могла: была совсем ещё малюткой. Имеет статус малолетней узницы, но говорить об этом не любит. Зато о своём отце Егоре Игнатьевиче, вернувшемся с войны инвалидом второй группы, рассказывает с уважением и гордостью. Папа на фронте потерял правую руку. В колхозе для него подходящей работы не нашлось, так он одной левой стал печки класть. Надёжные, жаркие. С такой доброй славой мастер без дела не скучал. Фронтовик прожил 75 лет.

Маму Антонины назвали красивым русским именем Марфа. Она была колхозницей в сельхозартели «Дружба». Честно трудилась до выхода на пенсию, которая Марфу Яковлевну не сильно обрадовала. Родители держали на подворье корову и другую живность, обрабатывали приусадебный участок. А их дочь с детства была приучена к труду, никакой работы не сторонилась. (Она и в 77 лет на огороде не теряет бодрости). Девушка и за младшим братом Иваном присматривала, пока не подрос. А он, как и все мальчишки той поры, незаметно для родителей увлёкся сбором боеприпасов на местах былых боёв. Однажды, когда взрослые были на сенокосе, принёс домой мину и стал её разряжать. Мина взорвалась, Иван погиб.

После окончания восьмилетки Тоня год носила почту в колхозе. В 1959 году поехала в гости в Клайпеду. Литовский город её очаровал. Пока гостила, познакомилась с парнем. Он посоветовал идти работать на железную дорогу. А у неё нет паспорта: не давали его в те времена в деревне. Игнатьева и её кавалер Виталий пошли в ЗАГС. Вскоре сыграли свадьбу. Так она стала Антониной Вольняга. С работой разом всё решилось. Вначале была стрелочницей. А когда на железной дороге надобность в этой профессии отпала, её перевели на должность сигналиста горочного поста на станции Клайпеда.

– Работа ответственная, требует постоянного внимания и сосредоточенности. Я своё дело освоила хорошо. Нареканий в мой адрес не было, только одни поощрения, – скромно заметила Антонина Егоровна.

Судя по многочисленным знакам трудового отличия, которые она бережно хранит у себя в доме, сигналистом она была опытным. Деловых качеств ей было тоже не занимать. В коллективе, где трудилась 35 лет, была избрана профоргом. В её трудовой книжке только одна запись. Вся трудовая жизнь до выхода на пенсию в 1994 году была посвящена железной дороге. Награждена медалью «Ветеран труда».

Надеется и ждёт

После замужества в жизни Антонины Егоровны прибавилось беспокойства и тревог. Причиной тому были постоянные ожидания возвращения мужа с моря, куда он уходил за добычей на рыболовном судне. Волновалась за Виталия постоянно. И не зря. Однажды он не вернулся в порт Клайпеды вместе с остальными рыбаками: погиб во время шторма.

Сын Павел появился в семье Вольняга в 1961 году. Он был добрым и ласковым. Мать в нём души не чаяла. Верила, что сын станет достойным человеком. И на то были все основания. Срочную службу Павел проходил в ВДВ в Днепропетровске. После армии женился в Донецке. Затем окончил школу усовершенствования командного состава и стал служить по контракту в гарнизонах Прибалтики. У Павла и Наташи родился сын. Им дали квартиру. Когда распался СССР, они всё оставили и переехали в Россию. Резкие перемены в жизни, бытовые неурядицы, похоже, надломили Павла. И в это было трудно поверить: за 16 лет службы в армии, в том числе в Псковской десантной дивизии, на его счету было около 300 прыжков с парашютом. Он стал пить, жена подала на развод. С армией тоже расстался.

– В родной район я вернулась из Литвы в 1994 году. Оформила пенсию, стала жить в деревне Ильинское. Позднее туда же и сын переехал. Он всегда говорил, что никогда не оставит меня одну. В Холме Паша устроился на работу в милицию. Но продержался всего полтора года. Во всём была водка виновата. Позднее сын поработал ещё в нескольких коллективах, однако и там с ним расторгли трудовой договор. Искал работу то в Москве, то в Питере. Работал в столицах вахтенным методом по две недели. Затем отдыхал две недели дома. 14 ноября 2012 год сын отправился в Питер на очередную вахту. Как оказалось, она стала для него последней. Павел как в воду канул. Вижу его постоянно во сне, как будто бы он увезён в трудовое рабство. А может, уже и нет его в живых? Ещё в 2012 году написала заявление в полицию о пропаже сына. Сообщили через 5 лет, что сын был найден мёртвым в Питере. А материнская душа противится этому. Всё надеюсь и верю, что он даст о себе знать. С горя письмо написала в телепередачу «Жди меня». А вдруг кто-то знает что-то о моём сыне?! Вот такое у меня мятежное сердце, – с болью в голосе говорит Антонина Егоровна.

...Невольно испытываешь глубокое почтение к одинокой пожилой женщине, у которой такая сила духа и которая живёт надёждой даже в такой ситуации, когда уже не на что рассчитывать. Поддерживает её морально бывшая невестка Наташа, живущая в Питере и раз в год непременно навещающая бывшую свекровь. Греет сердце, что у неё есть внук Александр, который учится и работает в Севастополе. И постоянное утешение Антонины Игнатьевой (девичью фамилию взяла обратно после гибели мужа) – её маленькая и преданная собачонка Алька породы пекинес.

Сергей ЦВЕТКОВ
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

В деревне Божонка Новгородского округа открыли памятный знак, посвящённый бойцам, погибшим в зоне проведения специальной военной операции.

Отличный итог большого труда

Отличный итог большого труда

Игру юных музыкантов детской школы искусств — участников детского образцового ансамбля скрипачей «Аллегретто» — высоко оценили в Москве

Деревня – это люди

Деревня – это люди

Жители Крапивно по традиции, заложенной предками, отметили День деревни в Успение Пресвятой Богородицы

В свете софитов

В свете софитов

Экспозиции Солецкого краеведческого музея открылись в обновлённом интерьере

Удачный дебют

Удачный дебют

Демянские боксёры успешно выступили на открытом ринге по боксу в посёлке Любытино

Лакомый кусочек

Лакомый кусочек

На конкурсе рыбных блюд житель деревни Видогощь Андрей Васючков удивил фаршированной щукой.

Заиграл новыми красками

Заиграл новыми красками

Закончен ремонт фойе киноконцертного центра «Уверь», выполненный в рамках практики инициативного бюджетирования «Наш выбор»

Вторая жизнь зоны отдыха

Вторая жизнь зоны отдыха

В микрорайоне двухэтажных домов на улице Псковской работники МБУ «Солецкое городское хозяйство» начали установку новой детской площадки

Начало положено

Начало положено

На животноводческой ферме бывшего хозяйства «Демянский» в деревне Добросли вместо коров теперь появились другие животные

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА