Уютный зелёный домик с железной калиткой рядом с деревенской часовней на взгорке заснеженного Воронова, спрятавшегося в густом бору в стороне от просёлочной дороги. Здесь живёт Анастасия Ивановна Спирина, которую многие жители нашего района старшего поколения хорошо помнят и знают.
С одной стороны — как честного порядочного человека, посвятившего всю жизнь сохранению и продвижению идеалов советской партии, с другой — как личность яркую, творческую и просто как замечательную женщину. Это родительский дом, где она родилась, выросла, куда вернулась после ухода на заслуженный отдых.
Детство Анастасии пришлось на тяжкую военную пору. Отца она практически не помнит, поскольку с одной войны, финской, он сразу ушёл на Отечественную, а в 42‑м семья получила похоронку — её глава погиб на Волховском фронте. А вот любимая мамочка прожила после отца ещё очень долго, замуж она больше так и не вышла, умерла почти в 90‑летнем возрасте и всё время была неразрывно связана с дочерью.
Во время войны маленькая Настя перенесла два тяжёлых заболевания, навсегда оставившие след в виде пошатнувшегося здоровья, что служит самым красноречивым напоминанием о тех тяжёлых временах. Ещё десять лет после войны мама возила её к именитым докторам и профессорам, распродала всё своё немаленькое приданое, но те только руками разводили — последствия слишком серьёзные.
После окончания деревенской семилетки девушка получила профессию учителя начальных классов, работала воспитателем интерната, затем — учителем, вскоре перевелась в старорахинскую школу. Именно здесь началась её партийная, а заодно и творческая карьера. Ещё в школе она тайком (мама была категорически против) вступила в комсомол, а в Старом Рахине молодую, бойкую комсомолку очень скоро заметили. Вдвоём с заведующей клубом, баянисткой Валентиной Суховой они организовали сельский хор, который много лет успешно выступал, в том числе и на районной сцене.
А нам хотелось перемен
Четыре года она посвятила сельской школе, в 28 лет, по сути — девчонкой, была избрана секретарём комсомольской организации большого колхоза. А потом пришла к заведующей роно и заявила: «Хочу перемен, здесь я себя переросла». Её тут же приняли учителем начальных классов в школу № 1. К тому времени она уже была студенткой-заочницей исторического факультета Новгородского пединститута. Кроме того, с тех пор на протяжении многих десятилетий Анастасия Спирина — одна из постоянных и любимых публикой солисток районного Дома культуры, клуба леспромхоза. А лёгкий и весёлый нрав сблизил её со многими людьми, что в дальнейшем очень пригодилось.
Ещё через полтора года, в 1963 году, Анастасия Ивановна вступила в ряды партии и почти сразу была назначена секретарём райкома комсомола. А уже в 1965‑м стала работать в райкоме партии инструктором отдела агитации и пропаганды (райком партии в то время находился в здании, где сейчас располагается центральная районная библиотека). В этой должности она отработала без малого тридцать лет, вплоть до трагичного 1991 года, когда Коммунистическая партия Советского Союза вместе с ним самим прекратила своё существование.
Я — партиец и этим горжусь
— Я горжусь и своей деятельностью на партийной ниве, и достигнутыми результатами, и наградами — медалями «Ударник девятой пятилетки», «Ветеран труда», многочисленными грамотами разных уровней.
В обязанности инструктора входили руководство первичными парторганизациями, подбор и расстановка кадров, агитация, пропаганда, организация политучёбы, митингов и демонстраций, руководство общественными организациями (комсомол, профсоюзы и пр.), работа со СМИ, организация и отслеживание результатов социалистических соревнований, шефской помощи... Да всего и не перечислишь. Это была большая, кипучая деятельность огромной страны с развитым производством, налаженной системой отдыха и спорта, культуры, досуга.
Ошибаются те, кто думает, что сотрудники райкома партии находились в неком привилегированном положении. На самом деле это — тяжёлая работа, когда в зной и дождь, жару и метель я отправлялась буквально на перекладных — в обозах с сеном, пешком, на велосипеде, автобусе (о служебном транспорте мы тогда и не мечтали) — в самые отдалённые уголки района с тем, чтобы посетить ферму, стан механизаторов, сельский магазин, почту, чтобы решить текущие проблемы, поощрить работников или, напротив, разрешить возникший конфликт. Нередко приходилось оставаться ночевать. И визиты эти были необходимы, поверьте, любой ударник расцветал от похвалы, морального поощрения, любой пьяница, нарушитель спокойствия очень зависел от общественного мнения, так называемые «проработки» давали весьма значимые результаты, поскольку от этого зависели и карьера, и зарплата, да и в глазах общественного мнения никто не хотел падать. Мы, инструкторы, были рабочими лошадками, которые, не считаясь со временем и семейными обстоятельствами, спешили на помощь, поддерживали, помогали, хлопотали, добивались, я много лет являлась внештатным корреспондентом районной газеты...
А, к примеру, ту же путёвку во всероссийскую здравницу я получить не могла, поскольку такая роскошь была позволена тем же дояркам, механизаторам и другим занятым на производстве людям — всё это было чётко оговорено в партийных инструкциях, документах. Социальная справедливость на самом деле существовала, что бы сейчас ни говорили. Люди знали, что, обратившись в райком партии, они смогут решить массу проблем — от бытовых до производственных.
У меня часто спрашивают: а как же вы в церковь ходите, если столько лет пропагандировали партийные принципы? На что я всегда отвечаю: во‑первых, когда вступала в партию, меня никто не спрашивал, верю ли я в Бога (а я в него верю). Во‑вторых, и это главное, я всегда повторяла и буду повторять, что жизнь по партийным законам вполне соответствовала и законам Божьим. Прочтите Кодекс строителя коммунизма и сравните с Библией и вы увидите... Борьба с несправедливостью, казнокрадством, нравственная чистота, скромность — по этим и другим принципам жили настоящие партийцы, и их, поверьте, немало. Меня, конечно, не может не возмущать, когда огульно обвиняют партию во всём, что произошло со страной плохого. Я в корне не согласна, считаю, что Октябрьская революция — то самое событие, которое перевернуло жизнь страны, сдвинув её развитие в нужное русло. И все достижения советского периода — достижения расцвета великой державы. Говорить об этом можно долго, но это — моё стойкое глубокое убеждение. А вот в том, что сегодня происходит со страной, кого винить?..
По-прежнему в центре событий
На восьмидесятилетний юбилей Анастасии Ивановны собрались соседи-односельчане, бывшие коллеги, друзья, родственники. Много чего вспомнили, о чём всплакнули, спели её коронную «Ах, эта красная рябина», любимую «Деревеньку» и «Ивушку». Спели профессионально, на три голоса.
Семейная жизнь Анастасии Ивановны была короткой. В 1965 году они с мужем расписались, а в 1969 году он умер. В этом смысле она повторила судьбу мамы, точно так же не пожелав больше вступать ни с кем в брак. Хотя желающие находились: активистка и певунья, она всегда была окружена вниманием. Мама научила свою единственную дочь Настеньку крестьянскому труду. В молодости Анастасия Ивановна мастерски метала стога, умела косить и жать, отлично вела хозяйство. Всему этому научила сына и внуков. А как творческую личность её знали далеко за пределами района. С оркестром районного Дома культуры выступала на областных и всероссийских смотрах.
В свои восемьдесят лет она остаётся в центре событий. Гордится детьми, внуками, по-прежнему обладает отличной памятью, разбирается в политике и культуре, много читает, разгадывает не только простые сканворды, но и сложные судоку. При любой проблеме — будь то отключение электричества, приезд автолавки, очередные выборы и много чего ещё — сельчане обращаются именно к ней. А она старается решить проблему, задействуя в том числе и старые связи.
Практически каждую неделю её навещают сын с невесткой, не забывают бабушку и внук с внучкой, теперь уже и правнучка, маленькая Александра, радует. Отпраздновав очередной юбилей, Анастасия Ивановна полна планов на будущее и задумок — так хочется поучаствовать в жизни близких, насладиться их теплом. Помочь советом и делом. Как в той песне — будут внуки потом, всё опять повторится сначала...
Оксана ЕГОРОВА
Фото автора и из архива