Состоялась четвёртая встреча шимчан с министром здравоохранения Антониной Саволюк.
В очередной раз продолжилось затянувшееся обсуждение судьбы районной больницы, которую в министерстве собираются превратить в дневной стационар. «Сейчас нет возможности сделать так, чтобы всё соответствовало существующим, закреплённым законодательно требованиям для качественного оказания медицинской помощи в Шимской ЦРБ», – сказала Антонина Васильевна. Наверное, не следует упрекать её за эту фразу, так как она пришла на свою должность – к чему пришла, и работает в условиях многих ограничений.
Проанализировав ещё раз на всех уровнях сложившуюся ситуацию, Саволюк сказала, что решено треть пациентов с определёнными заболеваниями, такими, как пневмония, сахарный диабет, в экстренных случаях направлять в клинику № 2 Великого Новгорода (бывшую ЦГБ), ещё треть экстренных – с кардиологическими, сосудистыми болезнями – в областную больницу, пациентов на плановое лечение и для плановых хирургических вмешательств – в Солецкую ЦРБ. Дети будут направляться только в детские клиники областного центра. Она подчеркнула также, что у каждого гражданина существуют возможность выбора врача и возможность лечения, исходя из наличия специалистов и коечных мест, во всех больницах Великого Новгорода.
Потоки больных при необходимости будут меняться. Направления в стационар выдаст лечащий врач, возможность доставки пациентов на плановое лечение прорабатывается.
В региональном минздраве считают, что госпитализировать плановых пациентов из Шимска в Солецкую ЦРБ есть смысл, потому что она хорошо оснащена, оборудование соответствует всем современным требованиям, квалификация медиков — тоже на высоком уровне. При необходимости родственникам тяжело больных, желающим ухаживать за близкими, предоставят возможность находиться рядом. Обо всём остальном мы уже неоднократно писали, и я даже не стану пытаться переливать из пустого в порожнее в очередной раз. Скажу лишь, что после встречи представители общественности позвонили мне и попросили ещё раз опубликовать их мнение: они считают, что не были услышаны, что чиновники поступают неразумно, и они не перестанут писать во все инстанции, в том числе Президенту России.
Каждому, и мне в том числе, хочется, чтобы в Шимске были достойная больница, поликлиника с необходимым современным диагностическим и лечебным оборудованием, хорошие специалисты-медики. Но давайте честно признаем: у нас этого давным давно, с советских ещё времён, нет. Нам обещают – такая стоит задача – привести в надлежащее состояние одно из двух зданий (ЦРБ), разместив в нём круглосуточный приёмный покой, дневной стационар и поликлинику. В планах на будущий год уже заложены его частичное переоснащение и ремонт. Два здания, поликлиника и стационар, нуждаются в значительном ремонте и дооснащении в соответствии с требованиями законодательства. Это контролируют множество надзорных органов и ФОМС, через который финансируются учреждения здравоохранения, а там всё завязано на объёмах.
Понятно, что нужны огромные средства, а где же их взять? Нас становится всё меньше, к сожалению. Когда в сельской местности строились больницы в три этажа, на территориях проживало достаточно людей, и была надежда, что население будет расти. Однако мы не избежали процесса урбанизации. Он происходит не только в России, но и во многих странах мира.
Есть немало людей, которые хотели бы остаться на селе, но переселяться в крупные города их вынуждают безработица и отсутствие перспектив не только в деревне, но даже в небольших городах и посёлках. Естественно, что в существующих условиях, реалиях всё самое лучшее сконцентрировано в больших городах. Вполне логично, что и лечить людей лучше там, где лучшие специалисты, лучшее оборудование и т. д.
Для оснащения учреждений здравоохранения, лицензирования врачебной деятельности требуются на самом деле большие средства – наука-то ох как продвинулась вперёд за последние десятилетия. Но для любого человека важно быстрее выздороветь, если заболел, и иметь возможность пользоваться всеми достижениями современной медицины. Конечно, происходят изменения, создающие для шимчан значительные неудобства. Они возникнут даже в том, чтобы добраться до поликлиники, которая сейчас находится в центре посёлка рядом с автостанцией, а переберётся на окраину. Больному человеку надо будет прошагать до кабинета врача и на процедуры больше двух километров или нанять такси. Причём пройти часть пути пешком надо по проезжей дороге без тротуаров. Вот над чем надо подумать местной власти. А может, и не только местной.
Думаю, правильно будет сказать, что самым уязвимым звеном оптимизации коечного фонда, а происходит именно это самое, стали сельские и районные больницы. Это аргументируется в том числе тем, что круглосуточные койки часто выполняют не лечебные, а социальные функции. Возможно, и это отчасти верно, содержать дорогостоящие места в стационаре слишком накладно, когда лечение сводится к выдаче таблеток, инъекциям и капельницам.
В министерстве убеждены, что если больницу преобразуют в амбулаторию с восемью койками дневного стационара и дооснастят всем необходимым, упразднение круглосуточного стационара нисколько не ущемит при этом интересы пациентов. Даже, как сказала Антонина Саволюк, улучшение превзойдёт ухудшение. «О каком полноценном лечении может идти речь, если в больнице нет элементарного диагностического и лечебного оборудования, а самое главное — нет врачей. Если даже на нас откуда-то свалится нужное медоборудование, у нас всё равно нет специалистов, которые могли бы на нём работать».
До последних времён, когда ещё до нас не дошла информация о свёртывании круглосуточных коек, многие с возмущением высказывались примерно так: «В шимской больнице могут помочь единственно быстрее отправиться на тот свет». И никому не в обиду будет сказано, но такие разговоры велись не только на частных кухнях, а и на «большой общей кухне» в сети Интернет. Теперь утверждается обратное – лучше нашей больницы и наших врачей нет. Где правда? Думаю, а точнее, знаю – врачи и медсёстры у нас в большинстве своём замечательные, а плохие у них именно возможности.
Известно, что многие годы количество коек в больницах мало соотносилось с разумной необходимостью. Их руководителям это было выгодно: под это количество выделяли деньги и устанавливали штатное расписание, порой без учёта того, кто и от чего лечится на этих койках. Бытовало даже выражение: «Надо полежать в больнице». Не полечиться, а полежать – то-то и оно.
В приснопамятные советские времена руководители совхозов и колхозов стремились получше оснастить за счёт хозяйств деревенские лечебные учреждения. В нашем районе, например, совхоз «Волна революции» построил амбулаторию в селе Медведь. Только недавно мы с бывшим директором хозяйства Зинаидой Николаевной Павловой об этом вспоминали. Но сейчас оглядываться назад бессмысленно. Какие-то изменения, наверное, должны проводиться, потому как круглосуточные стационары больниц стали действительно очень затратными и малоэффективными в лечебном отношении. Может быть, со временем при необходимости в больницах будут развёрнуты и дополнительные дневные койки, но надо понимать, что случится это только при решении кадровой проблемы, которая актуальна и в областных медицинских учреждениях. Совсем не случайно Антонина Васильевна обронила фразу: «Если раньше считалось, что самое лучшее лечение – в больнице, сейчас всё идёт к тому, чтобы создавать стационары на дому». Тем не менее хочется, чтобы процесс «койко-урезания» был как можно более безболезненным, ведь у многих нет возможности перебраться в города или ближе к ним. Пожилые люди, положившие силы и здоровье на восстановление хозяйства в послевоенные годы, на выполнение решений съездов и пленумов ЦК КПСС и пятилетних планов по-прежнему считают, что государство перед ними в долгу и должно заботиться об их здоровье. Дома, ясное дело, и стены лечат, но у нас нет ещё возможностей и условий, чтобы лечиться дома.
Здесь нельзя кривить душой, ведь общественники взбунтовались из-за страха быть брошенными местной и областной властями. И я поначалу страшно возмущалась сложившейся ситуацией. Но, кроме эмоций и страха, надо включить ещё здравый смысл. А сейчас у людей не хватает сил прекратить, как они считают, борьбу за справедливость. И винить их за это тоже нельзя.
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
Фото атвора