Наша профессия нередко сводит нас с удивительными людьми. Живут они обычно рядом с нами, надо только увидеть. Творческие работы Натальи Денисовой украшали зал Центра по работе с населением в Песочках в день его открытия, но рукоделие, причем разнообразное, не самая основная страсть Натальи Александровны.
С четой Денисовых Натальей Александровной и Виктором Юрьевичем я встретилась в их домике, расположившемся в красивейшем месте деревни Велебицы. Даже название улицы Сосновая говорит о том, что на природу далеко идти не надо. Заснеженные сосны переносят в атмосферу рождества и сказки. Небольшой уютный домик, ухоженная территория. Возможно, кочевая жизнь юности научила супругов ценить домашний уют, но не делать из него культа.
Профессия у Денисовых одинаковая: инженеры — путейцы. Строительство железных дорог, изыскание и проектирование.
— Это элитные профессии, — без ложной скромности говорят супруги. У каждого из них своя альма-матер: Московский институт железнодорожного транспорта, и такой же Ленинградский. А встретились в Новосибирске!
— Изыскания — это интересная работа, — рассказывает, как песню поёт, Виктор Юрьевич, — прежде чем строить железную дорогу делают изыскания. Выясняют можно ли её вообще в данном месте строить, какую делать: 1 или 2‑колейную, просчитывают какой будет грузопоток. Это всё работа кабинетная, а вот технический проект делается уже «в поле». Это романтика — вездеходы и вертолёты, накомарники, энцефалитные маски. Жизнь в палатках, даже зимой.
— Зимой палатки двойные, с утеплением, — уточняет условия комфорта супруга.
После рождения первого ребенка для Натальи Александровны романтика жизни в палатках закончилась, она занималась проектированием дорог в институте проектирования, а Виктор Юрьевич продолжал проводить по 8–9 месяцев в году в командировках.
Прожили они вместе 47 лет. Во всех знаменитых стройках железных дорог по всей Сибири Денисовы принимали участие.
Виктор Юрьевич даже во Вьетнаме проектировал железную дорогу.
— Мечтаю написать книгу о своей жизни, — делится Виктор Юрьевич, — мой дед говорил, что каждый человек может написать книгу — о себе.
Тем более, что родословная у Виктора Юрьевича собрана неплохая, воспоминания отца уже даже оформлены в переплёт. Виктор Денисов — коренной ленинградец, а Наталья Александровна родилась в Китае рядом с Порт-Артуром. Оба они из семей военнослужащих, наверное, поэтому кочевая жизнь им была привычна.
— «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз» — эта строчка из песни точно про нас, — говорит Виктор Юрьевич. — Сейчас я встречаю людей, которые дальше своего города никуда и не выезжали — максимум до областного центра, а что находится за Уралом даже не представляют. Для нас же география — это не абстрактная наука с точками на карте, а страна, которую мы объездили вдоль и поперёк.
— При выборе профессии на меня повлиял мой дядя, — делится Наталья Александровна, — он сказал, что у проектировщика железных дорог всегда будет работа. И поначалу так и было. А когда произошел развал профессии, пришлось адаптироваться в новых условиях.
Строить железные дороги перестали, и проектировщики-изыскатели остались без работы.
Стали думать куда переехать из Новосибирска, родственники были во Владивостоке и в Ленинграде. Жилье удалось приобрести в Великом Новгороде: 2‑комнатную квартиру.
— Я потомственный железнодорожник, — говорит Виктор Юрьевич, — мой дед был начальником станции на железнодорожном перегоне Старая Русса — Шимск, существовала такая ветка железнодорожного сообщения. Изучая свою родословную, я установил, что мы происходим от крепостного князей Васильчиковых Дениса. В архивах сложно работать, но по крупицам собираю историю семьи.
— Работая по профессии, я считаю, что достиг её вершины, — продолжает Виктор Денисов, — был главным инженером проекта. Это человек, который полностью отвечает за проектирование железнодорожной ветки, держит в руках всю информацию и решает, что лучше сделать.
В Новгороде Виктор Юрьевич работал в автодоре, тоже проектировал дороги, только автомобильные. Потом вновь вернулся к железной дороге — работал замначальника по управлению персоналом. Потом сам решил перейти на должность диспетчера.
Наталья Александровна больше к профессии не вернулась, ушла, что называется, в творчество.
— Новгород очень древний, интересный город, — делится она, — я прошла курсы экскурсоводов не только для того, чтобы экскурсии водить, а чтобы узнать много интересного об этом удивительном городе. Потом занялась берестой.
Множество разных изделий из бересты и сейчас есть у неё в доме, даже мне подарила небольшой берестяной брелочек на счастье. Затем окончила курсы флористов, начала заниматься рисованием.
Виктор Юрьевич принёс альбомы с фотографиями. Все бережно оформлены, фото подписаны. Каждая точка на карте, совсем неизвестная мне, это часть их работы, часть счастливой жизни, отданной без остатка и сожаления строительству этой страны. Понятно, что для них развал профессии — трагедия, с которой каждый справился по своему, а вместе тем более им удалось не показывать это окружающим.
— Сейчас про БАМ многое пишут, — говорит Виктор Юрьевич, — а строительство это не только правильным и востребованным было. Это стратегическое развитие страны. Существовал же (хотя куда он делся) проект железной дороги по всей Сибири. Это пути к залежам полезных ископаемых.
Вспоминаю зимнюю командировку Тюмень — Сургут. Там всегда газовый факел горел, около него и грелись. Вообще, у газовых месторождений много попутного газа сжигалось, даже памятник был который мы называли «Мужик с факелом», когда подлетали к посёлку, его первого видно было, попутный газ у него в факеле сгорал.
Беседа наша осталась словно незаконченной, рассказать супруги Денисовы могут ещё много интересного. Наталья Александровна поспешила помогать соседке расчищать снег — готовить каток для приезжающих на каникулы внуков, и Виктор Юрьевич, проводив меня, тоже взял снежную лопату.
Скучать некогда!
Ольга Карпова
Фото автора и из архива Денисовых