«Человек на своём месте», — так говорят коллеги о Лидии Фёдоровне Прокофьевой.
Каждый день она спешит на работу, спешит — потому что не представляет своей жизни без музея.
А ведь всё могло, да что там — должно было, сложиться иначе. Не думала, не гадала выпускница торгово-кулинарного техникума, успевшая поработать заведующей заводской столовой, что повернёт её жизнь совсем на другую стезю, когда директор музея Н.А.Некрасова Лидия Алексеевна Ермолаева пригласила девушку на работу.
— Вас не удивило такое предложение? — спрашиваю.
— В музее работала моя мама, и я часто бывала у неё. Нравилась атмосфера, царившая здесь: встречи с интересными людьми, литературные праздники, в которых мы с мужем принимали активное участие.
Конечно, она согласилась. Много читала, слушала экскурсоводов, как губка впитывала в себя информацию, быстро запоминала, а если чего-то не понимала — спрашивала у старших коллег. Со временем могла самостоятельно провести экскурсию, хотя в обязанности смотрителя это не входит. О возвращении в профессию больше не помышляла.
Ей посчастливилось работать с замечательными людьми, настоящими профессионалами, такими как Лидия Алексеевна Ермолаева — создатель музея, по крупицам собиравшая материалы для будущих экспозиций. Очень сильное впечатление на молодую сотрудницу произвела Ольга Владимировна Ломан — известный некрасовед, человек увлечённый и умеющий увлечь других. О поэте она могла рассказывать часами! Специально приезжала из Ленинграда, чтобы проводить экскурсии в чудовском музее, была внештатным сотрудником. Довелось общаться с художниками, оформлявшими музей, автором первой экспозиции, которая появилась в 1971 году, — известным ленинградским художником, архитектором Валерием Павловичем Наливайко.
— А какое у Вас любимое место в музее? — поинтересовалась я.
— Очень люблю голубую гостиную. Обстановка в ней располагает к беседам: самовар стоит, сейчас чайку попьём, может, гости зайдут — такое ощущение. Кажется, и сам Некрасов вот-вот войдёт — он просто на минутку вышел...
И посетителям очень нравится наш музей: уютный, домашний... В былые годы принимали здесь гостей из самых разных уголков Советского Союза! Да и сейчас грех жаловаться.
Помнит Лидия Фёдоровна одну посетительницу:
— Пришла бабуся — старенькая, хромая. И говорит: «Помирать скоро, а никогда в музее не бывала. Пропустите вы меня, поводите». Мы её поводили, рассказали. Ей так понравилось! Никогда, говорит, такой красивой мебели не видела! Теперь, говорит, и помирать можно.
О себе Лидия Фёдоровна рассказывает мало. Зато с любовью — о своём музее, коллегах, с которыми можно поделиться и печалью, и радостью, о незабываемых встречах с удивительными людьми, которых немало бывало в этих стенах, об интересных мероприятиях, праздниках с чаем и пирогами и задушевными разговорами... Как же не хватает сегодня этого тепла! И таких людей, как Лидия Фёдоровна...
— Что меня поразило, когда я пришла сюда, — это коллектив: одна большая семья. Такая редкость в наше время! — вспоминает директор музея Ирина Владимировна Смирнова. — И от того коллектива осталась только Лидия Фёдоровна. Есть у Глеба Ивановича Успенского рассказ «Добрые люди». И есть в рассказе персонаж — плотник Иван Николаевич. Главная сущность этого человека — «объютить». Любил Глеб Иванович придумывать такие словечки. Так вот Лидия Фёдоровна создаёт вокруг себя атмосферу уюта. Распространяется это не только на сотрудников, но и на посетителей. Добрая и искренняя. Настоящая русская женщина.
Ничего случайного в нашей жизни не бывает. Каждому предопределён свой путь. Это в полной мере относится к Лидии Фёдоровне Прокофьевой, сорок лет отдавшей любимой работе и ни разу не пожалевшей о сделанном когда-то выборе.
Светлана ЩЁГОЛЕВА
Фото автора