Сегодня в России отмечается День воина-интернационалиста. 15 февраля, ровно 30 лет назад советские войска вышли из Афганистана.
Это дата, когда афганско-советскую границу пересёк последний бронетранспортёр с генералом Громовым на борту. Афганская война оставила неизгладимый отпечаток и в жизни Владимира НИКОЛАЕВА из Ямника.
Боль не утихнет никогда...
Многие из тех, кто прошёл Афган, испытывали настоящий шок. Попав на войну 18–20–летними мальчишками, они возвращались оттуда мужчинами. Гибель друзей, стрессы и тяжелейшие условия жизни оставили в душе глубокий след. Но большинство из них сумели преодолеть искушение утопить горе в стакане и достигли успехов в жизни.
Житель Ямника Владимир Николаев попал на ту войну в восемнадцать лет. В мае 1987 года он был призван в ряды Вооружённых Сил России, сначала окончил учебную часть воздушно-десантных войск в г. Фергана. За время прохождения военной учёбы совершил три прыжка с парашютом. Дальнейшая служба рядового Николаева проходила в Кабуле в составе 350 полка 103 воздушно-десантной дивизии, которая насчитывала четыре полка.
— Нас никто не спрашивал, хотим мы туда ехать или нет. Просто подняли полк и отдали приказ, — рассказывает Владимир. — Отовсюду со всех 89 регионов, даже из Зарубежья, приезжали ребята. Это событие оказало огромное влияние не только на советскую страну, но и изменило до неузнаваемости судьбы людей, прошедших Афган.
Задача воинской части, в которой служил рядовой Николаев, состояла в охране автомобильных дорог, аэропорта, грузов и доставки боеприпасов на заставы. Их колонны не раз подвергались обстрелам со стороны моджахедов.
— Днём они конспирировались под мирное население, вели себя спокойно, делали разведку местонахождения наших частей, а потом начинали вести минный обстрел, — вспоминает снайпер Владимир Николаев. — Каждый раз, когда выезжали на сопровождение автомобильной колонны, рисковали своей жизнью и постоянно находились в зоне риска. От душманов можно было ожидать что угодно. Не раз колонны попадали в засады, гибли товарищи. Солдаты моего полка долго не понимали, что они на войне. Все поняли, что с нами воюют нелюди.
— Именно в афганской войне я в очередной раз увидел, что такое советский солдат, что такое дружба и взаимовыручка, — продолжает воин-афганец. — Как, не жалея себя, за друга подставляли спину, в тяжёлую минуту протягивали руку помощи, делили последний глоток воды. Это была настоящая проверка на прочность. И эта проверка ещё раз доказала, что русского солдата не победить.
Показывая мне чёрно-белые фотографии, Владимир тут же припоминает какой-нибудь случай, у каждого героя, запечатлённого на снимках, есть своя отдельная история. Кто-то вернулся на родную землю так называемым «грузом 200» и оставил о себе только пожелтевшую от времени бумажную память, кто-то не пережил полученных физических увечий, кого-то сломили моральные травмы. А для того, чтобы выжить вне боевых действий, вспоминает ветеран, солдаты должны были ещё придерживаться определённых правил адаптации, переболеть местными болезнями: гепатитом, дизентерией и др. Одно неверное движение, слово или шаг могли лишить жизни либо сделать инвалидом.
Неоднозначный взгляд на войну
Владимир Григорьевич вернулся на Родину живым и здоровым, но неизгладимые воспоминания остались на всю жизнь. Из Афгана солдаты возвращались совсем другими людьми. К проблемам со здоровьем — физическим, а зачастую и психическим — уже на Родине добавилось неоднозначное отношение в обществе.
Для кого-то афганцы были и остаются героями, но, к сожалению, некоторые считали, что жертвы той войны были напрасными. И было очень обидно, когда в своё время властями было сказано: мы вас туда не посылали, и ваш интернациональный долг никому не нужен. Даже в самом Афганистане несколько лет назад нижняя палата парламента признала «вторжение советских войск разрушительным». Сами представляете, каково это было слышать целому поколению молодых ребят, прошедших через горнило афганской войны.
Впрочем, мужества, смелости и героизма у советских военных не отнять: всем известен термин «афганский синдром». Это когда бойцы, вернувшись к мирной жизни, никак не могут забыть о войне.
И жизнь — сплошное испытание
За мужество и героизм, проявленные при выполнении интернационального долга, участник самого масштабного кровопролитного конфликта Владимир Николаев награждён медалями и грамотами. Среди них две награды «За боевые заслуги», медаль «От благодарного Афганского народа», «В память 25‑летия окончания боевых действий в Афганистане», а также Почётные грамоты Центрального Комитета ВЛКСМ и Президиума Верховного Совета СССР.
Три десятилетия со дня окончания тех памятных событий поменяли многое в судьбах людей, их мировоззрение. Наш герой сумел пережить все тяготы и лишения тех лет, не сломиться, стать более мужественным и добиться успехов в мирной жизни. У Владимира есть прекрасная семья, любимая жена Татьяна, две дочери: младшая Елена является студенткой новгородского госуниверситета им. Я. Мудрого. Старшая Ольга вышла замуж и живёт в Санкт-Петербурге.
Супруги Татьяна и Владимир Николаевы остались преданы своей деревне, в которой год от года становится жить всё труднее. Татьяне на работу приходится добираться до райцентра, а Владимиру уезжать за несколько сотен километров вдали от дома, работая вахтовым методом. К сожалению, таковы реалии нашей сегодняшней жизни, ради которой он рисковал своей жизнью, выполнял задачи во имя Родины.
Как сегодня мы смотрим на те события? И какие выводы сделали из этого тяжёлого урока истории? Это неприглядная страница, которую хочется скорее перевернуть, или пример самоотверженности и героизма, о котором нужно рассказывать детям?
Сегодня мы понимаем, что не все ответы на вопросы просты и лежат на поверхности. Но в те годы мир и благополучие в советском государстве во многом зависели от обстановки в Афганистане, и, упустив контроль над ситуацией там, можно было потерять мир в среднеазиатских республиках. Этого через войну в Афганистане и добивались США. Помнить историю нужно ещё и потому, чтобы не допускать ошибок прошлого, чтобы помнить о подвигах тех, кто мог бы прожить совсем иную жизнь.
Александр ШПИЛЁВ
Фото автора