Вторник, 23 июля 2024

Редакция

Сбылась детская мечта

Ветеран военной службы Анатолий Кириллов никогда не жалел о сделанном в школьные годы выборе.

Он, как и многие его ровесники, в детстве часто заглядывался на чуть различимые, летящие высоко в небе самолёты. Мечтал когда-нибудь оказаться за штурвалом железной птицы, взглянуть на землю с высоты в несколько километров. И мечта его сбылась! Во многом благодаря упорству, трудолюбию и смелости юноши.

Родина Анатолия Ивановича — село Великопетровское Челябинской области. Места красивые, климат умеренный. В лесах часто можно встретить дикорастущую вишню. У нас люди собирают клюкву, чернику, а на Урале ходят «по вишню». Он привёз с родины несколько саженцев, чтобы дать жизнь вишнёвому саду в Сольцах. Но почему-то саженцы очень плохо прижились, отказываются плодоносить, не понравились им новые условия.

В 1970 году Анатолий поступил в Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов, на первом курсе изучал теорию, а со второго начались лётные занятия. Тренировались на гражданском самолёте Ту‑124Ш, оборудованном для обучения штурманов. Восемь курсантов, находясь во время полёта на борту самолёта, работали с радиокомпасом, системой ближней навигации, авиационными пеленгаторами и другими приборами.

Через четыре года (в декабре 1974 года) молодого штурмана направили в Солецкий гарнизон.

— Сольцы мне сразу понравились, — вспоминает он, — тихий, уютный, очень чистый город. Красавица Шелонь, леса вокруг... Да и расположен в историческом месте. Мне до сих пор комфортно здесь жить. Кстати, я приехал сюда не один, с женой и сынишкой. Нам сразу же выделили жильё. А всего из нашего училища в Сольцы тогда прибыли десять лётчиков и десять штурманов.

Профессия лётчика всегда была престижной, и в то же время очень ответственной. Не каждому можно доверить дорогостоящую военную технику, над которой трудились сотни людей. Только лучшим! Лётчики испытывали в те годы большую гордость за страну, за армию, за своих сослуживцев, гордились и своими успехами. А в наши дни они, уже в качестве ветеранов, с тёплым чувством наблюдают за позитивными изменениями в современной армии.

Начинал Анатолий Иванович летать на тяжёлом бомбардировщике Ту‑16, который занимает особое место в истории советской авиации. Нормы налёта в то время были большими, постоянно приходилось бывать в командировках, летать на учения. Активно использовалась практика обучения молодых экипажей. Сборы для молодёжи проходили в Орше в течение месяца.

— В неделю нам давали только один выходной день, в остальные мы летали, набирались опыта, — отметил он.

В 1976 году Ту‑16 начали заменять новыми бомбардировщиками Ту‑22М. На них доверяли летать только опытным лётчикам, прошедшим переподготовку. Именно по этой причине Анатолия на год направили в Оршу, где он продолжил «набивать руку» на Ту‑16. Полёты в тот период проводились с боевым применением авиационных бомб, ракет.

И уже в 1977 году он был принят на должность штурмана корабля третьей эскадрильи Ту‑22 М2 в Сольцах. Долго летал с командиром корабля Малаевым Владимиром Петровичем. Полёты проходили в разных местах — в Северо-Западном регионе, акватории Баренцева и Балтийского морей, в Германии, Польше.

— Обязанностей у штурмана немало, — рассказал Анатолий Иванович, — он должен следить за соблюдением режима полёта, рассчитывать скорость самолёта, чтобы оказаться в заданной точке в нужное время — в момент выхода на цель. Штурман проводит прицеливание и сбрасывание бомб, выполняет пуски ракет.

Свою основную деятельность в Дальней Авиации он совмещал с идеологической работой. После окончания Военно-политической академии имени В. И. Ленина являлся секретарём партийного комитета полка, заместителем командира полка по политической части. Написал авиационную историю города Сольцы, был инициатором установки памятной доски на территории гарнизона. Среди его наград есть медаль «За боевые заслуги», вручённая в 1985 году. Воспитал троих детей, своими успехами дедушку радуют шестеро внуков.

Профессия лётчика не только интересная и дающая возможность смотреть на мир с огромной высоты, но ещё и очень опасная. От профессионализма каждого члена экипажа зависят жизни не только сослуживцев, но и мирного населения. Анатолий Иванович хорошо помнит, как в 1988 году сразу после взлёта упал в лесном массиве бомбардировщик Ту‑22 М, экипажу (командир корабля Копылов, штурманы Мочалов и Храмков, помощник командира Стрельцов) удалось катапультироваться. А в 2004 году в результате падения под Сольцами такого же самолёта весь экипаж погиб. Бывали нештатные ситуации и у Анатолия Кириллова, приходилось применять смекалку, весь свой опыт, чтобы не только вернуться домой, но ещё и выполнить поставленные перед экипажем задачи.

С одним из сослуживцев, Атласом Мухамматдиевым, Анатолий Кириллов до сих пор поддерживает дружеские отношения, вместе отмечают праздники, встречаются, делятся новостями. Атласу Зуфаровичу тоже нравится жить в нашем небольшом городке с богатой на события историей.

На заслуженный отдых Анатолий Иванович вышел в 1992 году, стал частным предпринимателем. Трудится до сих пор, говорит, что в основном делает это для физических нагрузок и чтобы «быть в тонусе».

Накануне Дня защитника Отечества мы хотим пожелать ветерану ВВС крепкого здоровья и оптимизма!

Сергей ОВЧИННИКОВ
Фото Ольги КАРПОВОЙ из архива Анатолия Кириллова

РЕКЛАМА

Еще статьи

40 лет рука об руку

Одной дорогой на двоих

Традиционно 8 июля 70 новгородским семьям вручается общественная награда — медаль «За любовь и верность». (газета «Малая Вишера»)

Есть желание — будет и результат

В этом году в Новгородской области стартовал конкурс «Инициативный староста» (газета «Приильменская правда»)

Корма готовим по нарастающей

Земледельцы ООО «Передольское» первыми в районе ещё 7 июня вывели технику на зелёную жатву (газета «Батецкий край»)

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА