Воскресенье, 14 сентября 2025

Редакция

Волотовская Хатынь

Участники первого в нашем районе поискового отряда Николай Лыжов, Михаил Клишин и мастер производственного обучения Александр Смирнов со студентами ПТУ-25 в 90-е годы на месте сожжённой деревни Веретье установили памятник погибшим жителям.

Поездку к Раисе Васильевне Маковкиной мы в редакции планировали давно. За плечами этой женщины — богатый педагогический путь длиною в целую жизнь. Я не боюсь использовать эту красивую фразу. Раиса Васильевна – ветеран педагогического труда, интересный собеседник, много лет посвятила созданию краеведческого музея в Порожской школе. О нём в былые времена знали не только в районе, но и в области. Я помню, как нас, учеников старших классов, возили туда на экскурсию. Став учителем, я сама с учениками не раз приезжала в порожский музей. Перенимали опыт, удивлялись увиденному и услышанному.

У истоков создания музея стояла директор школы, историк Анна Лукьяновна Дюжева. Раиса Васильевна стала собирать материал об участниках Великой Отечественной войны в начале своего педагогического пути в Реченской восьмилетней школе. Именно она и поведала нам о волотовской Хатыни. Все материалы об этой трагедии собраны в альбоме, который ученики этой школы оформили к 30-летию Победы.

«В деревне Речки жил бывший житель деревни Веретье Иван Фёдорович Трофимов. Когда началась Великая Отечественная война, ему было 14 лет. Его родная деревня была оккупирована врагом. Немцы сгоняли местную молодёжь на железнодорожные работы...

19 февраля 1944 года австрийцы и словаки, которые охраняли и работали на пути, стали поспешно всё грузить и уезжать. Жители догадывались, что враг отступает. Молодые парни и девушки в ночь ушли в лес. Звал Иван и свою мать, но она не могла ходить после родов, да и куда пойдёшь с двухдневным ребёнком на руках? С матерью вынужден был остаться и отец.

А рано утром 20 февраля напротив деревни остановился эшелон. Стволы немецких орудий были наведены на деревню. Это уходил последний карательный отряд, который повреждал железнодорожный путь после себя. Пытаясь остановить врага, партизаны подорвали рельсы. Стараясь отомстить за это, каратели вернулись к деревне, построились цепью и стали окружать её, уничтожая всё живое на своём пути.

В это время молодые ребята и девушки, измученные, промёрз-шие за ночь, решили навестить родные дома. Было ещё темно, несколько человек подошли уже к деревне. Среди них был и Иван Трофимов. Он даже успел забежать в свой дом, но там никого не было. Тогда он отправился к бане в поисках матери, но в это время фашисты уже входили в деревню, кругом свистели пули. Кто-то из односельчан крикнул: «Куда ты лезешь, ведь тебя убьют!».

По-пластунски, зарываясь в глубокий снег, он пополз обратно к лесу. Другие пытались делать то же самое. Догнали шальные пули и убили Петра Белякова, Шуру Михайлову, Клаву Сидорову. Окружив деревню, каратели большинство оставшихся её жителей (престарелых и детей) согнали в дом Беляковых, некоторых сразу прокалывали штыками или расстреливали в своих домах, и всё поджигали. Кто пытался убежать – того убивали.

Чудом остался жив отец Ивана. В него выстрелили около его же дома, попали в голову, бросили в хлев и всё подожгли. Очнулся Фёдор Фёдорович, когда на него стали падать части горевшего потолка. Пуля прошла через полость рта, выбила зубы и прострелила язык. Залитый кровью, ползком добрался он до окошечка в хлеву. Стащил с себя одежду и пролез на улицу. Тут же потерял сознание.

Очнулся снова. Пришёл в себя, пополз к летнему туалету, который стоял в стороне. Не успел спрятаться, как показался каратель, который, увидев голого человека, всего окровавленного, сплюнул и ушёл. Без движения Фёдор Фёдорович пролежал до ночи. Когда фашисты к ночи уехали, он — измученный, полуголый (кое-что нашёл из разбросанных карателями тряпок) —добрался до леса, где набрёл на своих односельчан.

Каратели сожгли всю деревню, не осталось ни одной постройки, погибло более 40 человек, только детей до 14 лет было убито более 10 человек.

Иван не нашёл трупа своей матери с ребёнком. Есть предположения, что они были брошены в колодец, но он был так загажен, что трудно было что-либо там разобрать.

Вскоре после освобождения района Иван Трофимов ушёл служить в ряды Красной Армии».

Участники первого в нашем районе поискового отряда Николай Лыжов, Михаил Клишин и мастер производственного обучения Александр Смирнов со студентами ПТУ-25 в 90-е годы на месте сожжённой деревни Веретье установили памятник погибшим жителям. Позднее там был установлен Поклонный крест.

Екатерина МАЛОВА
Фото автора и из личного архива Михаила Клишина

РЕКЛАМА

Еще статьи

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

В деревне Божонка Новгородского округа открыли памятный знак, посвящённый бойцам, погибшим в зоне проведения специальной военной операции.

Отличный итог большого труда

Отличный итог большого труда

Игру юных музыкантов детской школы искусств — участников детского образцового ансамбля скрипачей «Аллегретто» — высоко оценили в Москве

Деревня – это люди

Деревня – это люди

Жители Крапивно по традиции, заложенной предками, отметили День деревни в Успение Пресвятой Богородицы

В свете софитов

В свете софитов

Экспозиции Солецкого краеведческого музея открылись в обновлённом интерьере

Удачный дебют

Удачный дебют

Демянские боксёры успешно выступили на открытом ринге по боксу в посёлке Любытино

Лакомый кусочек

Лакомый кусочек

На конкурсе рыбных блюд житель деревни Видогощь Андрей Васючков удивил фаршированной щукой.

Заиграл новыми красками

Заиграл новыми красками

Закончен ремонт фойе киноконцертного центра «Уверь», выполненный в рамках практики инициативного бюджетирования «Наш выбор»

Вторая жизнь зоны отдыха

Вторая жизнь зоны отдыха

В микрорайоне двухэтажных домов на улице Псковской работники МБУ «Солецкое городское хозяйство» начали установку новой детской площадки

Начало положено

Начало положено

На животноводческой ферме бывшего хозяйства «Демянский» в деревне Добросли вместо коров теперь появились другие животные

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА