«Авангард» анонсировал интервью с главным врачом «Демянской ЦРБ» Борисом Соколовым. Поводом к нему послужило большое количество слухов и домыслов относительно изменений, происходящих в отрасли.
— Борис Игоревич, начну с несколько странных утверждений. Первое из них — результаты анализа крови приходится ждать очень долго. Люди пожилого возраста сдают эти анализы, чтобы дальше поехать на лечение в областной центр, а анализы «действуют» определенное время.
— Во‑первых, надо выяснить — какой именно анализ крови. Во‑вторых, мы неслучайно и не по прихоти перешли на работу с «Центром доказательной медицины». Спектр анализов, которые они делают, очень широк. Качество анализов намного выше, чем во многих лабораториях даже областного центра. Цена вопроса очень конкурентна. Один анализ у них стоит 18 рублей. Если бы мы делали на месте — в своей лаборатории, то нам бы это обходилось в 228 рублей. А это бюджетные деньги, и разница здесь очевидна. Кроме того, даже анализы для выявления диабета делаются по нескольким параметрам, а не только один анализ — уровень глюкозы в крови. У нас просто нет такого оборудования в лаборатории, чтобы все это сделать.
Следующее. Вот мы говорим о телемедицине, и многие даже не понимают, что ее элементы у нас уже действуют. «Центр доказательной медицины» в Старой Руссе сразу же высылает результаты на электронную почту. У специалиста или у получателя медицинской услуги перед глазами они за считанные минуты. Машина ходит в Старую Руссу и Великий Новгород постоянно и не из-за необходимости только отвезти анализы. Это, так сказать, «попутная» услуга. Задержек просто не может быть.
Другой вопрос, что говорят: «Распечатайте» результаты. Мы и это делаем, правда, я часто не понимаю — зачем. Вам могут результаты анализов прислать и по электронной почте на указанный вами адрес, но понятно, что в электронном виде на Демянскую больницу удобнее — можно проконтролировать отправленные анализы и полученные результаты. Не владеете компьютером — нет проблем — мы вам распечатаем. Есть мнение, что пока на бумажном носителе ничего нет, значит и анализы не готовы. Но это же совершенно не так. Обратитесь — мы вам всё распечатаем. Действительно был такой порядок, когда печать результатов анализов осуществлял Великий Новгород. Тогда задержка на 3–4 дня была. На сегодня этот вопрос снят.
Единственное, что остается — это анализы на ВИЧ, которые делает «Хелпер». Они действительно, бывает, идут неделю. Остальные анализы — ожидание максимум 3 дня, кроме выходных, естественно.
Обратите внимание: мы расширили временной промежуток, когда можно сдать анализы в поликлинике. Плюс ко всему лаборатория осталась. Анализы делают качественно, при необходимости сделать анализы в экстренных случаях — они также будут выполнены в нашей лаборатории, но это уже решает врач. Если подходить объективно, лабораторное оборудование несколько устарело, да и требования к некоторым анализам изменились. Меня как врача интересует их качество. Пока «Центр доказательной медицины» выполняет все четко, в срок и с отличным качеством. Кроме того, многие анализы были недоступны. Например, так называемые анализы на гормоны. Теперь они стоят для нашего бюджета в 2 раза дешевле. То есть они стали реально доступными.
— Флюорография «ходит» долго — второе утверждение. То есть говорят о том, что описание снимка нужно ждать полторы недели.
— Мы обучили еще одного рентгенлаборанта. И флюорографию делают, и, когда нужно, экстренный рентген. Но у нас нет врача-рентгенолога, который имеет право сделать расшифровку снимков. Мы раньше работали с Великим Новгородом. Ожидание было 2 недели. Потом мы стали работать с Марево. Ожидание — неделя. Сейчас мы работаем со Старой Руссой. Ожидание — 2–3 дня. Пока по-другому не получается. Была небольшая задержка, связанная с болезнью доктора. Сейчас все нормально.
Опять же и здесь мы постарались все максимально ускорить. Можем отправить снимки электронной почтой и также получить описания, а при необходимости проконсультироваться по телефону.
— Следующее утверждение: мы отдаем свои позиции в здравоохранении. Логика такова: у нас всегда все было здесь — на месте.
— Эта проблема во многом связана с кадровым обеспечением районных больниц, ФАПов. Она стоит остро практически во всех регионах. Мы слышали обращение Президента к Федеральному Собранию. Не согласиться здесь просто не возможно. Владимир Путин отметил важность развития образования и медицины в сельской местности. В связи с этим он поручил расширить действие государственной программы «Земский доктор» на врачей старшего возраста. Это очень важно для сельской местности. Что касается нас, то мы работаем со всеми учебными заведениями, стараемся привлечь кадры. У нас сейчас есть вакансии, в том числе и на условиях обеспечения жильем.
Трудности и так понятны — не очень-то хотят ехать в сельскую местность. Поэтому инициатива Президента о расширении программы может быть выходом из ситуации, а для таких районов, как наш, действительно прорывом.
Задают вопросы и по получению лицензий на оказание того или иного вида услуг. Требования таковы, что нужно много высокотехнологичного оборудования. Мы не сможем получить лицензию, например по торакальной хирургии, по пульмонологии, многим другим направлениям медицины. Это связано с очень жесткими требованиями, которые порой недоступны даже медицинским организациям более высокого уровня, в том числе и областного. Всё оборудование, которое было, мы сохранили. Более того, в конце года приобретен новый современный видеогастроскоп, обследования желудка выполняются у нас; получен мобильный ФАП, который по графику уже более двух месяцев выезжает на территорию района. Находим понимание с Министерством здравоохранения о приобретении нового аппарата УЗИ. С этого года доступно холтеровское мониторирование, которого не было в течение последних лет, получена возможность выполнять УЗИ сердца, правда, в Старой Руссе, но зато бесплатно, по субботам и для трех пациентов в неделю. Это стало возможно благодаря расширению сотрудничества с Первичным сосудистым центром в этом городе.
— Перейдем к распространенному вопросу. Человек с инфарктом, с инсультом — и его «куда-то отправляют за 100 километров».
— Всю необходимую экстренную помощь мы оказываем на месте. Все лекарственные средства для такой помощи есть, они находятся в отделении «Скорой медицинской помощи». Мы вывозим людей на лечение с применением высокотехнологичного оборудования. Решение о транспортировке принимается здесь, санитарный транспорт — наш, медицинский работник при данной патологии для сопровождения и при необходимости лечения в пути — обязателен. Есть нужда — можно воспользоваться услугами реанимобиля с сопровождением бригады врачей реаниматологов из областного центра или в случае ДТП — Валдайского филиала клинической больницы № 122. Реабилитация после перенесенных инсультов и инфарктов происходит в центре медицинской реабилитации Великого Новгорода, а дальнейшие долечивание, реабилитация, восстановление, профилактическое лечение, диспансеризация происходят здесь. Возможно как амбулаторное, так и стационарное лечение.
— Самый распространенный вопрос о родильном и детском отделениях.
— Никто не закрывает отделения. Дневной стационар детского отделения работает. Если требуется круглосуточное наблюдение, то ребенка вместе с родителем отвезем и привезем. Медицинская помощь при патологии беременности оказывается в режиме круглосуточного стационара и в том же объеме, что и была годом или двумя раньше — здесь ничего не изменилось. Родильная палата для экстренных родов находится в «постоянной боевой готовности». Нужно экстренно принять роды — примем. Поверьте, здесь нет чего-то страшного. Всё на месте и всё работает.
— Спасибо за интервью.
Иван БОРОДИН
Фото автора
и Александра ШПИЛЁВА