Суббота, 26 октября 2024

Редакция

Олигархи из Подгорья

Сегодня много говорится про открытый конкурс для руководителей нового поколения «Лидеры России» – резерв управленческих кадров страны на ближайшее будущее. Насколько известно, наших земляков среди участников конкурса пока не замечено. Но были и другие времена.

В октябре 1550 года, или лета 7059-го по принятому тогда летоисчислению от сотворения мира, «великий государь, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии самодержец указал испоместить тысечю лутчих человек бояр и дворян и городовых дворян и детей боярских в Московском, да в Дмитровском, да в Руском уездех... для своего государева ратного дела поспешенья, чтоб были всегда готовы...».

Согласно этому указу Ивана IV, прозванного Грозным, свыше 1070 человек (в основном представители провинции), не имевших ранее земель в Московском уезде, получили в дополнение к своим земельным владениям поместья под Москвой (в окружности 60-70 км) из имевшегося в распоряжении правительства земельного фонда. Со своей стороны тысячники должны были в любое время «быть готовыми в посылки».

Тысячники влились в состав государева двора, из которого черпались основные кадры для комплектования командного состава армии, для замещения высших правительственных должностей и т.д. Государев двор в середине XVI века был невелик и насчитывал всего около 3000 человек.

В списке «лутчих» людей значился новгородский сын боярский II статьи, городовой Деревской пятины Оскотского (Оксочского) погоста Лукьянчиков, Силка Захарьев сын. Здесь надо пояснить, что в XVI-XVII веках сыны боярские вместе с дворянами входили в число «служилых людей по отечеству» и несли обязательную службу, за которую получали поместья и составляли поместную конницу.

До середины XVI века сыны боярские считались выше звания дворян и как потомки боярских родов заносились в Боярские книги, которые были позже сожжены во время борьбы с местничеством. В XVI веке сыны боярские поделились на дворовых («Государева двора») и городовых (провинциалы). При этом многие уже не помнили или просто не знали о своем знатном происхождении.

Родовое прозвание Лукьянчиковых пошло от деда Силы Захаровича – Лукьяна Яковлевича, у которого было два сына – Фёдор-Захария по прозвищу «Заря» и Иван-Злоба. У последнего было три сына – Василий, Михаил-Басурман и Иван-Третьяк, а у Фёдора-Захарии, в свою очередь, было два сына – Яков и Сила-Савин, тысячник.

Лукьян Яковлевич был наделён землями в Деревской пятине великим князем Иваном III после того, как Великий Новгород был присоединён к Москве. Семья Лукьяна, а потом его дети Сила и Яков со своими семьями и слугами жили в деревне Подгорье, что расположена в четырёх километрах от Оксоч на высоком берегу реки Веребушки.

Как пишет потомок этого древнего рода, кандидат исторических наук Максим Емельянов-Лукьянчиков, в Новгородской земле в более мелких сёлах, чем погосты, храмы были очень редко. Ведь для их постройки нужно было иметь немалые средства. Если же храм удавалось построить, то священник был, как правило, приходящий.

Семейство же Лукьяна Яковлевича в своём поместье в Подгорье построило два храма – холодную (неотапливаемую) церковь Покрова Пресвятой Богородицы и тёплую церковь Живоначальной Троицы (до наших дней ни один из этих храмов не сохранился). При этом Лукьянчиковы содержали своего священника – Мартиана, церковного дьяка Матвея, проскурницу Соломониду и церковного сторожа Олешу.

О богатстве боярского рода свидетельствуют приведённые сведения. Земельные наделы этого семейного клана простирались на территории между Малой Вишерой, Любытиным, Боровичами и Крестцами. По нашим временам Лукьяна Яковлевича с сыновьями вполне можно было бы поименовать олигархами.

Сейчас Подгорье – почти обезлюдевшая деревня. Поднимешься по тропинке от Колодинского ручья на плоскую вершину холма и не верится, что пятьсот лет назад здесь был центр жизни огромного края.

Владимир СМОЛИЦЫН

РЕКЛАМА

Еще статьи

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

У Светланы Глазуновой немало спортивных наград

Любовь к спорту длиною в жизнь

Нормативы ВФСК «ГТО» Светлане Глазуновой из деревни Федорково покорялись не единожды

Валентина  Петровна записывает свои воспоминания

Жила бы страна родная

Валентина Бабкина из деревни Бор в 60‑е годы была первой среди знатных овцеводов Новгородчины

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА