Аналитические доклады, звучащие на собрании уполномоченных пайщиков Демянского райпо, всегда являются важным срезом уровня жизни людей и развития района. На этот раз лейтмотивами выступлений стали отношение власти к развитию потребкооперации, эффективность работы, а также правовые ограничения, применяемые избирательно к субъектам бизнеса.
Председатель правления Демянского райпо Раиса Никифорова начала свое выступление с цитаты Президента РФ. Напомним, что глава государства не раз обращал внимание на состояние бизнес-среды в стране. Так, на расширенной коллегии Генпрокуратуры Владимир Владимирович обратил внимание на ущемление бизнеса и необходимость борьбы с негативными проявлениями в этой сфере.
— В Послании Президента РФ Федеральному Собранию сделан упор на повышении качества жизни людей, — обратилась Раиса Викторовна к уполномоченным, — изучая материалы нашего Центрсоюза, отмечается, что потребкооперация может стать одним из драйверов роста экономики. Но объективно, в связи со сложной экономической ситуацией в стране, в Демянском районе, происходит падение объемов продаж товаров и услуг. Это приводит к финансовым проблемам, которые, к сожалению, продолжились и в 2018 году.
Удельный вес райпо в общем объеме товарооборота — 17 процентов, в общественном питании — 34%. Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей составляет 873 квадратных метра при областном нормативе в 582 метра. Предприятиями системы в 2018 году уплачено взносов, социальных платежей и налогов в бюджет 27 миллионов рублей. Из этих средств в районный бюджет — 11,2 миллиона. Не будем загружать читателя цифрами, а лишь скажем, что в целом райпо сработало в 2018‑м году с убытками. Самое интересное то, каковы причины этих убытков.
Картина первая: «Общая»
Отток населения, естественная убыль — это объективный фактор, обусловленный сложной социально-экономической ситуацией. Предпосылок к тому, что это положение в ближайшие годы удастся изменить, исходя из анализа, не приходится.
— Естественная убыль и миграционный отток таковы, что практически за год мы потеряли по численности такой населенный пункт, как Жирково, — говорит председатель правления.
В таких условиях об увеличении объемов продаж говорить нельзя. Однако райпо ставит перед собой задачи налаживать сбыт продукции за пределами района, искать новые рынки сбыта, и, прежде всего, это касается ПО «Демянск-хлеб». В условиях, когда торговые связи налажены, а рынок розничных продаж региона «оккупировали» крупные игроки, задача эта, мягко говоря, не из легких.
Озвученный Раисой Викторовной упор руководителей Центрсоюза на заготовку дикоросов пока также требует серьезных вложений — как финансовых, так и организационных. Снизу видится всё несколько прозаичнее, нежели сверху. Выстроить логистические, производственные цепочки — это задачи конкретные, а озвучить стратегию легче, хотя она, безусловно, поддерживается многими организациями потребительской кооперации.
— Наши предшественники были умными управленцами, — пояснила Раиса Викторовна, — была выстроена понятная цепочка «прием у населения продукции — ее хранение — переработка — сбыт». Сейчас, к нашему сожалению, пока лишь производится вода в здании бывшего пищекомбината, сложная ситуация и у новгородских переработчиков.
Работа в условиях жесткой конкуренции — это далеко не объективная и честная борьба за место на рынке.
Картина вторая: «Конкурентная»
Речь идет вот о чем. Представим себе простую житейскую ситуацию. Вы печете хлеб. Для того чтобы этот важный продукт вывести на рынок, вы должны по нынешним требованиям вложиться в специальное оборудование, программное обеспечение, провести сертификацию каждого наименования хлебобулочных изделий и сделать еще кучу шагов. Но это в том случае, если вы законопослушны. И вдруг вы конкурируете с тем, кто просто закупил пару-тройку хлебопечек, разместил объявление в социальных сетях и начал торговать, причем без всяких ЕГАИС, онлайн-касс, сертификатов и прочего. Ведь не от вас зависит, в каком состоянии находится конкурентная среда.
Самое интересное происходит дальше. К вам едут с проверками: осматривают состояние ваших цехов, оценивают условия хранения и учета продуктов (ингредиентов, из которых вы печете), смотрят наличие санитарных книжек у работников и так далее. Знаете, почему? Потому что вы работаете «в белую», находитесь в различных официальных реестрах. Здесь для контролирующих органов все понятно, очевидно, в конце концов, комфортно.
Что же будут делать контролёры с вашим «конкурентом»? Скорее всего, ничего. Во всяком случае, пока получается именно так.
Пример второй. Вы торгуете на селе. Магазин без спиртного в деревне — это не совсем то, что надо. Что делать, если так происходит в реальной жизни? Вы приобретаете лицензию, специальные учетные сканирующие устройства, программное обеспечение, компьютер и так далее. А тут сбоку от вас торгует частная автолавка. Там спиртного на прилавке нет. Зато там есть прилавок, который никто не увидит. И там (О чудо!) есть некие спиртные напитки, причем непонятного, а чаще сомнительного производства.
Как-то конкуренции не получается. Либо снова уходить в дикий рынок со всеми его «прелестями», либо закрывать социально важную торговую точку. Закроется-то она закроется, вот только конкуренция на руку потребителю, а соответственно, и цены при такой невнятной конкурентной среде вырастут.
Пример третий. С одной стороны магазин крупной федеральной торговой сети. С другой стороны — относительно небольшой магазин сети местной. Казалось бы, всё честно и цена товара решает. Не тут-то было. Чудесным образом кадастровая стоимость торговых площадей федеральной сети ниже, чем местного магазина. Поясним, что эта самая стоимость ложится в основу расчета налога на недвижимость. Теперь простая задача: «У кого будет больше издержек на единицу продукции при данных условиях?». Можно и в школу не ходить, чтобы ответить правильно.
Мы лишь вскользь упомянули онлайн-кассы, системы учета, сертификацию и прочее. Так и хочется сказать: «Либо вводите для всех, либо отменяйте, но также для всех».
Картина третья: «Социальная»
Потребительская кооперация всегда оставалась эталоном социально ответственного бизнеса в России. Это — наше культурное завоевание. Во всяком случае, такого мнения придерживался даже Владимир Ильич Ленин. В обновленной России именно потребкооперация старается активнейшим образом участвовать в управлении, помогать и развивать местные сообщества.
Но как происходит обратная связь бизнеса и власти? С трудом. Примером тому выступление уполномоченного из с. Лычково.
— Чем дальше, тем больше мы ощущаем к себе отношение как к «дойной корове», — поясняет представитель лычковских пайщиков, — мы стараемся всегда помочь, но как только обращаемся к власти за тем, что она и так должна делать, то получаем некую отмашку, как от назойливых «просителей». Вот магазин в центре села: подъехать к нему крайне сложно. Канавы и дорога находятся в таком состоянии, что просто ужас. Что мы слышим в ответ: «Это дорога «Новгородавтодора». Обращайтесь к ним».
Простите, дорога, может и «автодоровская», но поселением управляете вы, а не пайщики. Можно хотя бы пригласить представителя сей почти недоступной организации, чтобы обсудить положение, постараться найти приемлемые решения?
Еще один сегмент — кредитование, а проще — покупка товаров в кредит. Кооператоры вынуждены работать со сторонними кредитными организациями и практически прекратить практику прямого кредитования, поскольку есть «просрочки». Документы «уходят» в суд, выносятся решения, но исполняют их соответствующие службы, мягко говоря, без особого рвения. Позиция такова: не хотите — не давайте.
Такое отношение, безусловно, «отбивает руки» социально ответственному бизнесу.
Картина четвертая: «Перспективная»
Мы уже сказали о необходимости выходить на внешние рынки предприятиям потребкооперации.
На собрании была поднята и проблема продажи неэффективных активов. Речь идет о некоторых торговых точках, в том числе и в районном центре. Это позволит существенно сократить издержки.
В целом, убытки хоть и велики, но некоторые сегменты работают с прибылью. Торговля должна подтянуться путем увеличения оборачиваемости. Неплохо себя проявляет и заготовительно-сбытовая деятельность. Овощи практически реализованы. Однако говорить об увеличении объемов здесь рано.
Предприятия надеются и на газификацию. Опять же, большие затраты окупятся сторицей со временем.
— Центральное отопление не совсем соответствует специфике торговых объектов, — поясняет Раиса Викторовна. — Например, рядом с магазином находится дом, где должен быть обеспечен температурный режим. Мы подключены к той же теплотрассе. Но наши холодильники сами вырабатывают тепло. Приходится отворять окна и двери, чтобы соблюсти режим хранения продуктов на полках и складах. Газификация таких объектов решит не только проблему непосредственных затрат на отопление, но и позволит соблюсти температурный режим, что также приведет к экономии за счет лучшего хранения. Проводятся и мероприятия по энергоэффективности. Это замена ламп накаливания на светодиодные.
Средства будут вложены и в ремонты. Например, на ПО «Демянск-Хлеб» это необходимо. Отремонтируют и номера гостиницы.
Резюмируя, скажу, что демянские кооператоры постараются переломить ситуацию, но повлиять на общую картину в районе им не под силу. Отвечая на мой вопрос о динамике «среднего чека» за последние годы, Раиса Викторовна утвердительно ответила о его падении. О падении уровня жизни говорит и тот факт, что в структуре потребления увеличилась доля продовольственных товаров (говоря проще, продуктов питания) и уменьшилась доля товаров непродовольственных. Косвенно об этом же свидетельствует и структура производства кондитерской продукции. Она уменьшилась, и вместе с тем увеличилось производство сухарей.
Однако была высказана принципиальная позиция о сокращении затрат, об увеличении производства, ни в коем случае не в ущерб качеству производимой продукции. Речь идет не о так называемой «безопасности», а именно о свойствах и о качестве.
Обеспокоено руководство и предложениями о пересмотре тарифов за вывоз мусора для юридических лиц. Мы все прекрасно понимаем, что цена утилизации, хоть от частного лица, хоть от юридического, рассчитывается исходя из объема. Формула понятна и прозрачна. Если последуют новые «ухищрения», например, для оплаты новых полигонов, лучше от этого не станет никому. Все эти затраты все равно лягут в цену товара, и все равно конечный потребитель это оплатит.
Задачи для 2019‑го года: дистанционно научиться управлять деятельностью магазинов, анализировать продажи, оперативно редактировать цены, контролировать товарные запасы, в режиме реального времени видеть эффективность работы не только магазина, но и продавца.
Сейчас цель — сохранить систему — остаётся приоритетной.
Иван БОРОДИН
Фото автора