Вторник, 22 октября 2024

Редакция

С воинскими почестями

В конце марта к нам в район приезжала делегация во главе с директором ОГАУ «АИК» Сергеем Бондаренко по вопросу определения места перезахоронения останков генерал-майора артиллерии Алексеева в д. Погост-Саблё близ церкви Успения Пресвятой Богородицы. Вместе с главой района Владимиром Ивановым они совершили деловую поездку в деревню.

От героев былых времён...

Разорённую могилу Венедикта Ивановича и его жены Варвары Владимировны Алексеевых на кладбище близ опустевшей деревеньки Нива (до 1953 года это было село Самокража) обнаружили случайно.

Отряды «Гвардия» и «Шкраб» поисковой экспедиции «Долина» разыскивали в окрестностях деревни Воронино останки погибших в августе 1941‑го ополченцев‑кировцев. Много наших здесь тогда полегло. Их разрозненные подразделения отходили с Лужского рубежа, но на деревенской окраине попали в засаду. Немецкие десантники-пулемётчики, затаившиеся на чердаках, встретили не ожидавших подобного поворота событий ленинградцев смертоносным огнём.

За три коротких полевых выхода поисковики обнаружили останки 43 погибших добровольцев. Фамилии двоих удалось установить по их личным медальонам. Остальные так и остались неизвестными солдатами. Всех с воинскими почестями предали земле на местном братском захоронении.

Что осталось от надгробия

Тогда же местные жители привели поисковиков на убогое кладбище рядом с вымершей Нивой. Место, по определению невесёлое, сейчас и вовсе представляет печальное зрелище. Всё заросло, забыто, заброшено.

Теперь даже трудно представить, что здесь когда-то была величественная церковь Святой Троицы, построенная в 1747 году. Во время войны оккупанты-гитлеровцы распорядились разломать её стены, использовав камень на строительные нужды. Остался лишь фундамент.

Но не перевелись на земле русской вредители. Прогнали тех, чужеземных — так нет, объявились свои. Мародёры. Не одна могила осквернена по воле их безбожной алчности. Кто-то пустил слух, что в старину покойникам в гробы клали золотые украшения. Жажда наживы затмила всё: и мораль, и честь, и совесть.

Сорный лес и заросли орешника скрывают последние следы могил и церковный фундамент. Посреди этого бурелома — кем-то разрушенный надгробный памятник из шведского чёрного гранита. Высотою почти 3 метра, он был обрушен и расколот на три части. Его основная часть, с именами захороненных, вросла в землю. Рядом — разорённая могила, выложенная по периметру булыжным камнем. В стороне — земляной отвал, оставленный гробокопателями, на котором небрежно разбросаны несколько костяных останков (судя по размерам, скорее всего — женских).

Надпись на памятнике такая: генерал-майор Венедикт Иванович Алексеев (7 марта 1832 – 25 июля 1885) и его жена Варвара Владимировна Алексеева (13 ноября 1836 – 6 октября 1885).

Под грохот канонады

Из открытых источников стало известно, что Венедикт Иванович — из старинного дворянского рода Алексеевых, имевшего отдельную новгородскую ветвь. Дворянину Фёдору Осиповичу Алексееву «Русиновичу», служившему в Белеве, в 1526 году царём были пожалованы поместья на новгородской земле. Этот род Алексеевых внесён в пятую часть родословных книг Московской и Новгородской губерний.

Венедикт Алексеев закончил 2‑й кадетский Императора Петра Великого корпус в Москве. Прапорщиком поступил на службу в полевой артиллерии. Во время Крымской войны участвовал в боях на финском побережье. Основное действо происходило, конечно, в Крыму, но однажды Алексееву довелось участвовать в сражении против английского фрегата, оснащённого паровым двигателем и гребными колёсами. Это был ещё не пароход, но уже не покорный воле ветров парусник — своего рода переходная ступень от романтической эпохи клиперов, каравелл и бригантин к технологичным векам более современных дредноутов, броненосцев и крейсеров. Боевое крещение Венедикта Алексеева состоялось 8 апреля 1855 года. Перестрелка нашей береговой артиллерии с корабельными пушками англичан выдалась очень жаркой.

Закончилась война, и наш канонир был переведён в лейб-гвардии 2‑ю артиллерийскую бригаду. Карьера неуклонно набирала рост. В 1864 году он выпустился из Михайловской артиллерийской академии. В 1871 году получил в командование 37‑ю артиллерийскую бригаду. Через 4 года произведён в генерал-майоры, а по возвращении из похода в Турцию (1877–1878 годы) назначен начальником артиллерии 1‑го армейского корпуса, дислоцированного в том числе в Новгородской губернии.

За время воинской службы Алексеев стал кавалером трёх орденов Российской империи (Святого Станислава 1‑й степени, Святой Анны 1‑й степени и Святого Владимира 2‑й степени), а также двух иностранных (прусского Красного орла 2‑й степени и австрийского — Железной короны 2‑й степени).

Умер Венедикт Иванович в Старой Руссе. Некрологи по поводу его кончины были опубликованы во всех газетах Санкт-Петербурга.

И зазвонят опять колокола

По инициативе поисковиков «Долины» останки супружеской четы Алексеевых будут эксгумированы и перезахоронены близ церкви Успения Пресвятой Богородицы в д. Погост-Саблё — в 4-х километрах от своей прежней, разорённой вандалами могилы. Памятник планируется воссоздать в его первоначальном обличии.

Кстати, рядом с выбранным местом будущего захоронения — в нескольких десятках метров, буквально рукой подать — похоронен Михаил Петрович Тироль, капитан 1‑го ранга, георгиевский кавалер, участник Петропавловского сражения 1854 года, старший офицер, а затем и командир прославленного парусного фрегата «Аврора».

Церемонию перезахоронения намечено провести ориентировочно в августе. Со всеми воинскими почестями. Чтобы гроб перевозили непременно на лафете, как это положено у артиллеристов.

Генерал Венедикт Алексеев — часть военной истории России, и наш священный долг заключается в бережном сохранении светлой памяти об этом выдающемся человеке. Солидарность с этой мыслью выразили все, кого в экстренном порядке удалось опросить в тот день: и советник губернатора области Александр Морзунов, и предприниматель из Санкт-Петербурга Олег Шутов, который будет непосредственно заниматься воссозданием памятника. Да и глава района Владимир Иванов, сам в относительно недавнем прошлом человек военный, отнёсся к намечающемуся событию с живым пониманием. Патриотизм — понятие отнюдь не теоретическое. Его фундамент зиждется исключительно на примерах, подобных этому.

Наступит август. В деревне Погост-Саблё зазвонят колокола церкви Успения Пресвятой Богородицы. Супружеская чета Алексеевых, сохранившая любовь и верность даже после гробовой черты, во второй раз отправится в свой последний путь. И оттого эта игра слов печальнее вдвойне.

Андрей ЕВГЕНЬЕВ
Фото автора
и из открытых источников

РЕКЛАМА

Еще статьи

Фрезерование примыканий на перекрёстке к улице Пионерской

На финишной прямой

Холмичи с нетерпением ждут завершения ремонтных работ на центральной улице города

Поля дарами кормят нас

В воскресенье, 13 октября, свой профессиональный праздник отметили работники сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Осень подводит итоги

На календаре День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Пришло время подводить итоги сельскох...

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА