21 апреля отмечался день местного самоуправления.
Накануне этого праздника хотелось побеседовать с человеком, который ближе всего к народу из власти. Думаю, что это главы сельских поселений.
Сегодня мой собеседник Светлана Устинская, глава Дубровского сельского поселения. В дополнительном представлении она не нуждается, поэтому сразу перейдем к делам служебным.
— Чем занят рабочий день главы администрации сельского поселения?
— Чем только не занят. Вот сегодня с утра пытались выяснить место рождения героя Советского Союза Якова Антонова, значится у него в документах деревня Малахово, а там Антоновых не нашли. Жила семья Антоновых в деревне Брянско Уторгошского сельского совета. Искали, где у нас находилась такая деревня, нашли, что списана она была в 1968 году. В Болотско к лежачей бабушке, чтобы выписать лекарства, отправилась фельдшер, а дочь её, не зная об этом, уехала в Сольцы в аптеку. Вот созванивалась и с той, и с другой, выясняла, кто может открыть дверь, чтобы фельдшер всё же попала к бабуле.
— Администрация сельского поселения — самая близкая к народу власть.
— Территориально не такая уж и близкая теперь оказалась. Поселение наше занимает 550 квадратных километров (эта площадь больше площади некоторых государств, таких как Сейшельские острова, Барбадос, Палау, Мальдивы и др.), а проживает всего 1700 человек. Болота и леса.
Открыли многофункциональные центры, вроде бы благое намерение было, все документы в одном окне, в шаговой доступности. Но для глубинки это всё не работает, всё оказалось наоборот. Раньше за всеми справками, выписками, пропиской человек приходил в сельскую администрацию, и мы справки выдавали. Теперь же, чтобы получить справку, надо как минимум два раза съездить в Сольцы, это и время, и дополнительные расходы на дорогу. Вот и за электроэнергию платежи почта перестала брать, а у наших бабушек света за месяц на 100 рублей нагорает. Чтобы оплатить, им надо поехать в Сольцы и вернуться обратно, это уже плюсом 200 рублей. Кто думал о них, когда не договорились Почта и «ТНС Энерго»? Все думают о своих прибылях.
— Какая проблема на сегодняшний день самая острая?
— Медицинское обслуживание. Население наше в основном престарелого возраста. Деревня Лубино — медпункт не закрыт, но работать в нём некому. Евгения Михайловна и так долго работала на пенсии. Дуброво, Вшели — нет фельдшеров. Легче назвать, где ещё есть — Ситня, Молочково и Сосновка. В Дуброво принимает фельдшер раз в неделю, очередь к ней выстраивается. Не едут молодые специалисты на село. Работа сельского фельдшера непростая. Я помню, как Татьяна Анатольевна Терехова работала — до обеда приём в ФАПе, потом чемоданчик в руку — и пошла по домам больных осматривать, уколы делать или поехала по деревням, а ещё и вечером и ночью домой прибегут, если что у кого заболело.
Что следующее? Дороги. В основном областные, те, что соединяют деревни с районным центром. В направлении Толчино в прошлом году дорогу подлатали, сейчас она опять разрушилась. На Вшели прогрейдировали, я вчера ездила и могу сказать, что для весны на Вшели шикарная дорога, обычно в это время года она в более плачевном состоянии. Конечно, требуется ещё её грейдировать.
— Автобусное сообщение?
— До Ситни автобус ходит каждый день, 2 раза в неделю до деревни Вшели. Народа на автобусах ездит очень мало.
— Средний возраст живущих в поселении какой?
— Не высчитывали, но могу с уверенностью сказать, что населению трудоспособного возраста сейчас уже около 50 лет, а младшего поколения людей очень мало. Все наши дети уехали из деревни. И те школьники, которые сейчас едут на автобусе в городскую школу, сделают всё, чтобы здесь не остаться. Они встают в 7 утра, трясутся в этом автобусе зимой по непроглядной тьме, а после уроков, когда все люди идут домой, они остаются в школе до 15.00, ожидая обратного автобуса. Я сама ходила во Вшельскую школу пешком 11 километров по грязи и снегу и точно знала, что в этой деревне не останусь. И родители мне не советовали оставаться.
— В каких вопросах местной власти жители не доверяют и пишут президенту и губернатору?
— По поводу частого отключения электроэнергии в деревнях Каменка, Толчино много писали люди президенту. Там действительно были и остаются большие проблемы с электроснабжением. И мы вместе с жителями пишем письма в различные организации. В электроснабжающие в том числе. Дело движется с мёртвой точки, возможно, не так быстро, как нам хотелось бы, но тем не менее поменяли опоры в деревнях Новоселье, Низы, частично в Большом Загорье, Витебско.
— Сбор и вывоз мусора — также проблема из вечных.
— Надежда на нового регионального оператора пока ещё не угасла. Наконец-то начал он заходить и в отдалённые деревни. С мая будет собирать мусор из деревень Толчино, Веретье, Теребуни, Вшели, Борок, Новоселье и других. В Видони пока не поедет, такой большой машиной он разобьет дорогу. Ещё останутся деревни, до которых на имеющихся машинах региональному оператору не проехать. Да и люди без энтузиазма относятся к обязанности оплачивать вывоз мусора. Свалка за кладбищем в Молочково — одна из постоянно нами убираемых и вновь растущих — едут люди в купель и мусор свой выкидывают. Почему это происходит и как с этим бороться, не знаю, регулярные призывы к совести, как видим, мало помогают.
— Вы упомянули одно из туристически привлекательных мест поселения — купель в Молочково. Туризм и инвесторы спасут нашу деревню?
— Туризм у нас есть. Всё зависит от человека на своём рабочем месте. Пришла Светлана Скирченко в клуб, который пустовал, и теперь здесь и музей колеса, и туристы потоком, и школьные автобусы постоянно стоят. Каких только фестивалей и конкурсов не проходит! Светлана Васильевна своих зрителей и артистов находит сама. Вот что значит — человек на своём месте. А для поселения этот туризм полезен разве что в плане того, что кому-то место понравится, жить приедут.
Инвесторов я вижу много всяких, большинство из них я называю прожектёрами. Каких только предложений не было, то болото разработают, то пластиковую посуду будут производить, то экодеревню построят. Нарисуют перспективную картинку, не успеем мы обрадоваться, как инвесторы пропали. Вот пришли работать на земле фермеры Тураевы, непросто начинали, но понемногу дело налаживается, фермер Старостин из Лесной работает на наших землях — вот такие рабочие люди нам нужны. Это наши инвесторы. Пустующие земли на территории поселения ещё есть, правда, проблема в том, что поля у нас в основном мелкоконтурные.
— Территориальное общественное самоуправление — это помощники администрации?
— В деревне Каменка руководит ТОСом Валентина Александрова. Они и благоустройством занимаются, и детскую площадку сами сделали. В этом году участвуют в конкурсе ТОСов, на детскую площадку нужны новые элементы взамен пришедших в негодность. В Райцах ТОС «Родник» Мария Каширская руководитель. В этой деревне водопровод построен хозспособом во времена работы колхоза имени Калинина, а сейчас он никому не принадлежит. ТОС самостоятельно его обслуживает, люди сбрасываются на оплату электричества, насос же в скважине работает. Участвовали в конкурсе ТОС и на полученные средства в 2017 году отремонтировали часть водопровода, заменили насос. Активно включились в работу недавно созданные ТОСы в деревнях Вшели, Жильско, Большое Заборовье.
— Вы всех жителей поселения знаете?
— Наглядно всех. Раньше, когда прописка у нас была, точно всех знала и по имени-отчеству.
— Разговор наш без радужных перспектив, что же по-вашему может спасти деревню-матушку?
— Государство должно серьезно об этом задуматься. Вспомним 80-е годы. Жилье строилось со всеми удобствами, специалисты по распределению приезжали в деревню, многие здесь создавали семьи и оставались. Жить есть где, работа есть, заработки были неплохие, школа рядом. Вот тогда немного воспряла деревня. А сейчас случится чудо, приедет молодой фельдшер в Дуброво на работу. А жилья-то для него и нет.
Ещё много проблем насущных обсудили мы со Светланой Михайловной: засилье борщевика, заброшенные дома, которые имеют владельцев. При этом и сделано в поселении немало. Территории у двухэтажных домов заасфальтированы, детские площадки построены. А предстоит сделать ещё больше. Наверное, поэтому, вполне реалистично оценивая ситуацию, Светлана Михайловна не унывает, а с утра каждого нового дня просто берется за работу.
Ольга КАРПОВА
Фото автора