Отец Инны Веркиной воевал на финляндской войне, дошёл до Берлина и вернулся с Победой. Первые весенние цветы со своего огорода она повезёт на его могилу.
Инна Ивановна хорошо помнит первые дни войны, хотя ей только-только, 10 июня 1941‑го года, исполнилось шесть лет. Помнит, как уплывали в лодке девять мужчин из родной деревни Оспино, среди которых уплывал на фронт по Ильменю её отец, Иван Фёдорович Феоктистов. Помнит, как безутешно рыдали женщины, как крепко прижимала её к себе мама.
Из троих братьев Феоктистовых домой с фронта вернулись двое, в том числе и её любимый папа. Правда, пришёл он инвалидом: болели отмороженные во время одного из боевых походов ноги, в боку сидела вражеская пуля. Находилась она там ещё несколько лет после победы, а когда уже не было сил терпеть боль, отец обратился к врачу. Хирург шимской больницы Леонид Иванович Лалэко сделал операцию и извлёк причиняющий нестерпимую боль кусочек свинца. Но началась гангрена ног, требовалась ампутация. Солдат не мог смириться с тем, что останется калекой, обузой для близких, и сказал: «Нет. Умру, так с ногами».
Ушёл он из жизни рано. Вынесли бойца из маленькой избушки — оборудованной под послевоенное жилище баньки — и снесли на голинское кладбище. На могиле поставили крест. И до сих пор нет на ней обелиска, как солдату положено.
В деревне Бор, где сейчас проживает Инна Ивановна, есть обелиск, поставленный давным-давно в честь не вернувшихся с войны шестидесяти местных мужчин, в большинстве — молодых парней. Так давно он поставлен, что табличка с фамилиями погибших солдат скоро врастёт в землю. Горько старым людям смотреть на это, но из давнишних, коренных жителей здесь осталось «всего ничего». Они ухаживают за обелиском как могут, посаженные сосны взмывают макушками в небо и придают этому месту величие. Но необходимо и здесь к предстоящей 75‑й годовщине Победы навести порядок, приличествующий памяти воинов. Хотя бы сменить табличку с именами, чтобы не стёрлись они с обелиска и из памяти живущих людей.
В Шимском районе на сегодняшний день осталось 6 участников Великой Отечественной войны, 23 вдовы, 129 бывших малолетних узников, 69 тружеников тыла. Совсем немного, чтобы окружить их теплом и заботой. Один за другим уходят и дети войны, которые пережили её ужасы на своей земле вместе с мамками и бабушками. Многие не дождались с фронта отцов, а те, кто дождался, вновь потеряли их слишком рано. И до невероятного рано легла на их плечи тяжесть непосильного труда.
Очерк о судьбе Инны Ивановны, полной печалей, невзгод, удивительных приключений (дважды она даже спасала утопающих) и труда, требующего совсем не женской силы, читайте в одном из следующих номеров газеты. А для пущей убедительности в том, что это необыкновенно сильная женщина, скажу лишь, что лошадь, на которой она самолично пахала свой большой огород, Ивановна продала только четыре года назад, когда ей исполнилось 80 лет. Но грядки сажает она до сих пор сама...
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
Фото автора