«Гитара может всё без слов нам рассказать,
Но мало слушать — надобно услышать...
И стоит лишь гитару в руки взять —
Как чувствуют — она с тобою дышит!»
Научиться играть на гитаре мечтает каждый. Её можно услышать и в консерватории, и во дворе, в ночном клубе и на лесной поляне. Глядя на музыканта, с легкостью перебирающего пальцами струны, можно подумать, что научиться этому очень просто — достаточно всего нескольких занятий, чтобы заставить гитару издавать сладостные и романтичные звуки. Но это всего лишь миф, в котором легко убеждаешься, беседуя с руководителем студии гитарного мастерства «Парадигма» Парфинского дома культуры Евгением Петровым. Вернее, научиться можно. Например, для освоения нескольких аккордов и простой мелодии достаточно и нескольких недель. Но если желание более серьезное — стать хорошим музыкантом, то необходимо время, трудолюбие, искорка таланта и влюблённость в творчество.
Первые аккорды
«В нашем доме всегда была гитара — на ней играл отец, — рассказывает Евгений. — И вот в одни из летних каникул откуда-то из гостей домой возвращается мой школьный друг. Приходит и говорит: «Давай гитару, меня научили играть четыре аккорда, сейчас покажу». Он играет, и мне до того обидно: как это так — он умеет, а я нет. С этого все и началось.
Музыкальные знания получал небольшими кусочками, обрывками. Сначала целый год играл только эти знакомые аккорды, потом чему-то научил отец, затем старший друг-студент, который учился сначала в колледже, потом — в университете, помогала информация из сети Интернет. И с каждым разом хотелось научиться чему-то новому, чтобы более серьезно и профессионально владеть инструментом. Это и стало моим интересом, увлечением, любимым занятием, а в будущем — и профессией: окончил Новгородский колледж искусств имени С. В. Рахманинова, получив профессии артиста, руководителя эстрадного коллектива, преподавателя».
Желание юноши стать музыкантом родные и знакомые восприняли неоднозначно и без энтузиазма. Хорошо, когда дети занимаются музыкой, а если этот выбор сделал взрослый человек, да еще на всю жизнь? Считается не вполне солидно. Мама решение сына приняла и не отговаривала. Отец сам очень любит музыку, поэтому поддержал его и во всем помогал. А вот многие знакомые отнеслись скептически: да что это за профессия — музыкант, несерьёзно, надо выбирать что-то основательное. Да и вообще считали, что на гитаре могут играть все, а поэтому часто задавали ему вопрос: «Что ты в колледже четыре года делал?».
Танцуя с гитарой
Поступал учиться с огромным желанием и большим интересом к этому инструменту. Евгений считает, что ему очень повезло: впервые в колледже открылось отделение «Музыкальное искусство эстрады», и он поступил на специальность «инструмент эстрадного оркестра — джазовая гитара», получив базу классических знаний. Заниматься было интересно. Все теоретические знания впитывал как губка, тем более что педагоги, а с ними тоже повезло, «разжевывали» всё до тонкостей: надо было только внимательно слушать и запоминать.
«Самое сложное — играть на инструменте, — продолжает музыкант. — Но, когда дело нравится, всё принимаешь как должное: пораньше встаешь, играешь до учебной пары и после, при этом не обращая внимания и не замечая каких-то трудностей. Главное, в самом начале пережить тот момент, когда еще не очень нравится играть на гитаре. А не нравится потому, что еще не умеешь: боишься инструмента, не чувствуешь его, пальцы не слушаются, а руки как деревянные. Если это пережить — дальше все пойдет просто замечательно, и невозможно будет остановиться. И сейчас, выходя на сцену, у меня такое чувство, что мы с гитарой — одно целое, словно я не играю, а танцую вместе с ней. Приятно, если эти же эмоции испытывает и зритель».
Он считает, что по прошествии времени, хотя четыре года в колледже были непростыми для него, в памяти осталось самое хорошее, что связано со студенчеством. Разочарований от выбранной профессии не испытывал тогда и не жалеет об этом сейчас, тем более что она даже в чем-то помогла хорошо и спокойно отслужить один год срочной службы в войсках связи Вооруженных сил Российской армии.
«Конечно, армия — это далеко не колледж искусств, но отслужил нормально, — рассказывает собеседник. — На одном из очередных построений у новобранцев интересовались полученным образованием. Наверное, запомнили или поставили где-то «галочку», что я музыкант. Позже в роте появилась гитара, «дошла» до меня, сыграл — тоже запомнили. Да и вообще, в армии к музыканту, именно к гитаристу, особое и даже теплое отношение. Ощутил это на себе. Например, для чистки снега, а на улице минус десять, выбирают солдат, доходят до меня: «А, Петров, сиди».
В армии все по приказу: по нему пришел в клуб, расположенный в нашей части, сыграл на гитаре, а техника тогда была очень хорошая — ведь я только что окончил колледж, и всё — остался там. Были и другие ребята, умеющие хоть немного играть на инструментах: организовался коллектив, разучили несколько произведений и даже выступали».
«Берите и пользуйтесь»
Получив профессию, молодой специалист стоит на распутье: он — вольная птица, его не обязывают ехать по распределению в незнакомые и далекие места, да и работать можно в любой сфере деятельности, где есть вакансии и желание, и не обязательно по выбранной профессии. Надо было с чего-то начинать трудовую деятельность и Евгению, но он хотел работать только по специальности. По стечению обстоятельств такая возможность представилась в Доме культуры п. Парфино. Для него здесь всё впервые, а потому запомнится навсегда: начало профессиональной карьеры и первая запись в трудовой книжке, первый директор и рабочий творческий коллектив, первая зарплата и ученики, с которых и началась студия гитарного мастерства «Парадигма».
«На первую организационную встречу в Дом культуры, а состоялась она осенью 2016 года, пришло много желающих научиться играть на гитаре, и у всех горели глаза, — вспоминает Евгений. — Видимо, многие из них давно мечтали об этом, а реализоваться было негде. И вдруг появилась такая возможность. Из того первого набора 80 процентов учеников научились играть на инструменте. Ведь он очень популярен и современен, никогда не устареет, и к нему не пропадет интерес. Он универсален тем, что на нем можно играть просто и сложно, сольно, в составе ансамбля, а также аккомпанировать пению.
Обучение в студии не ограничивается временными рамками. Просто все зависит от того, с какой целью сюда приходят ученики: если выучить несколько аккордов или какую-то понравившуюся мелодию — пожалуйста, а если получить более серьезные знания, выступать с концертными номерами и даже связать с этим дальнейшую профессию — с удовольствием, но только — берегитесь».
Евгений считает себя очень строгим учителем, и даже порой — деспотичным. Начинающим музыкантам он объясняет раз и навсегда: если не хотите учиться — никого не буду заставлять и принуждать, здесь главное — желание, но если согласились — занимайтесь дисциплинированно и без лени. «Некоторые считают, что можно научиться играть на гитаре, проводя всего лишь один-два часа со мной в студии, — говорит он. — Это совершенно не так. Вся основная работа с инструментом проходит самостоятельно, дома. Моя роль — научить азам, дать задание, на следующем занятии проверить его выполнение и подсказать, над какими моментами поработать».
Его строгость, трудолюбие и дисциплинированность студийцев дают замечательные плоды. Гитара в их руках звенит и поёт, услаждая слух зрителей, внося «изюминку» и разнообразие в концертные программы. Они выступали на сценах поселков Парфино и Пола, деревни Сергеево, где их тепло встречали и одаривали аплодисментами.
«Недавно состоялся наш дебют на областной сцене, — вспоминает руководитель студии. — Воспитанники из самого первого моего набора — Софья Абрамович, Андрей Андреев, Лейла Шамсаева — участвовали в Международном конкурсе «Территория звезд» и стали лауреатами 2‑й степени, а затем выступали на гала-концерте. Они занимаются в студии третий год, мне с ними интересно. Надеюсь, им учеба не надоедает. Репетиции проходят уже на другом уровне: разучиваем более сложные произведения, используем специфические приемы игры, для чего нужны хорошая сыгранность, умение слушать напарника по коллективу и многое другое. Это вечный творческий процесс, который может продолжаться и продолжаться.
Каждый год в студию записываются новые ученики: для них и для меня все начинается заново. И если придет первоклассник или второклассник, при желании и трудолюбии он может посещать занятия до 11‑го класса: думаю, моих знаний хватит. Преподавательская работа мне нравится. Ведь это здорово — научить кого-то тому, что умеешь сам, а потому всем ученикам говорю: «Вам представилась уникальная возможность получить тот багаж знаний, который сам накапливал годами. Берите и пользуйтесь».
За эти годы в коллективе сложился определенный репертуар из знакомых и неизвестных мелодий: их выбирают сообща, советуются, а если не находят, то руководитель студии занимается «сочинительством», и тогда со сцены звучит авторское произведение. Его ученики играют сольно и в составе коллектива, а недавно парфинцы увидели новый концертный номер: гитаристы аккомпанировали солистке студии эстрадного пения «Класс» Дарье Трошковой. И Евгений заверяет, что это сотрудничество продолжится.
Поддерживать интерес зрителей
Для каждого ученика важен пример преподавателя, который должен быть авторитетом и профессионалом своего дела, должен не только учить, но и самосовершенствоваться. И этот пример видят студийцы «Парадигмы». Их руководитель всегда готов выступить на любом мероприятии: исполнить произведение на классической гитаре, удивить попурри из знакомых мелодий советских кинофильмов на электрогитаре, выйти на сцену с флейтой, сыграть в составе джаз-бенда Парфинской детской школы искусств, поучаствовать в творческих конкурсах и завоевать призовое место. В прошлом году Евгений Петров и его воспитанник Кирилл Иванов, нынешний студент колледжа искусств имени С. В. Рахманинова, стали победителями III Международного фестиваля искусств «Секрет УСПЕХА», проходившего в дистанционной (заочной) форме, получив звания дипломанта 1‑й и лауреата 2‑й степени.
В этом году — очередной успех: в том же конкурсе в номинации «Инструментальное исполнительство» Евгений стал лауреатом 1‑й степени, исполнив произведение в технике фингерстайл. Вот как отметили его выступление члены жюри в оценочном протоколе: «Высокий исполнительский уровень, полная концертная свобода. Профессиональный уровень владения инструментом. Использованы интересные приемы игры на инструменте. Музыкальность и эмоциональность на высоком уровне».
«Инструментальное искусство сложно воспринимается зрителями, — говорит Евгений. — Оно не такое зрелищное, как исполнение песен, танцев. Все происходит более просто: выходит человек с гитарой и выдает звуки. А надо, чтобы и такие номера были красивыми, эффектными: ведь артист должен удивлять и сохранить у зрителя интерес к себе. Поэтому выбрал произведение в технике фингерстайл: представил его на конкурс, а также исполнял на одном из концертов, посвященных профессиональному празднику медработников. Этот стиль позволяет играть аккомпанемент и мелодию одновременно. Здесь не просто звучит музыка: она сопровождается пристуками и прихлопами по гитаре. На будущее также есть планы и интересные идеи, а в настоящем — несколько готовых концертных номеров, с которыми всегда готов выступить».
Будучи студентом и получая профессии музыканта, артиста, преподавателя, он и не предполагал, что на практике будет осваивать ещё одну — культработника. «В колледже меня этому не учили, а поэтому все, что с ней связано, началось здесь, в Доме культуры, — рассказывает Евгений. — Помимо того, что руковожу студией, попробовал себя еще в нескольких ролях: звукорежиссера, фотографа, ведущего мероприятий, Деда Мороза... Культработник порой выступает в роли массовика-затейника, а некоторые стороны его работы связаны с каким-то шутовством и клоуничеством. Для меня это ново, не совсем привычно и порой даже трудно. Но если надо, то надо. Эта профессия предполагает полную взаимозаменяемость в коллективе: каждый должен делать все, а если не умеет — обязан научиться».
Светлана НИКОЛАЕВА
Фото автора