Все документы, которые считал для себя важными наш земляк, участник Великой Отечественной войны Василий Яковлевич Уваров, он хранил в увесистом кожаном портмоне. Наградные и трудовая книжки, военный билет. Датированная 1943 годом характеристика. Автобиография, написанная от руки. Две фотографии и три статьи из районной газеты.
Это портмоне передали в редакцию родные Василия Яковлевича, когда накануне 9 Мая искали его армейскую фотографию – чтобы изготовить снимок на Стену памяти. Такие документы было бы неправильно опять отправить в дальний ящик.
Василий Яковлевич был очень красивым человеком – правильные черты лица, спокойный твердый взгляд, чуб волной. Немного похож на актера Тихонова. На минуточку, хулиганом он, видимо, тоже некоторое время был: в возрасте 19 лет поступил на работу табельщиком рудоуправления комбината «Красный керамист», а спустя три месяца – уволен за опоздание на работу. Видимо, проспал красивый парень.
Впрочем, спустя полгода Василия призвали в военно-морской флот. Согласно характеристике, здесь он являлся одним из лучших агитаторов корабля, делился военным опытом с молодыми краснофлотцами.
С 1939 года Василий Яковлевич проходил срочную службу на Черноморском флоте, а когда началась война, домой попасть не успел. В характеристике указано: «В бою держит себя смело, спокойно и уверенно. Имеет большие заслуги в разгроме немецко-фашистских захватчиков, за что награжден орденом «Красного Знамени», медалями Ушакова, «За отвагу», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа» –всего 12 правительственных наград. Имел два ранения и контузию».
Демобилизован был глубокой осенью 1946 года, прошел боевой путь от рядового до командира отделения котельной машинистов. Разумеется, был коммунистом. С собой в деревню Чрезборицы привез красавицу жену, уроженку города Тбилиси.
Спасти ценой жизни
Так бы и осталось неведомым, за что черноморский моряк получил почетный орден, если бы не наш коллега, легендарный поэт и корреспондент газеты «Ленинская правда» Пётр Сукнов. Как, спустя десятилетия после окончания войны, он сумел разговорить сдержанного фронтовика, мы теперь не узнаем. Но его подвиг описывает так:
«Василий Яковлевич – человек скромный, и те, кто трудится рядом с ним, даже не подозревают, что за его плечами – славное боевое прошлое.
В годы Великой Отечественной войны Уваров участвовал в обороне Севастополя, освобождении Феодосии и Одессы. Во время боевой операции тральщик подвергся атаке вражеской авиации, возник пожар в артиллеристском погребе. Корабль с минуты на минуту мог взорваться вместе со всем экипажем.
Пожар было необходимо срочно залить водой, открыв люк-кингстон. Сделать это приказали коммунисту Уварову. Но механизм, открывающий кингстон с палубы, был заклинен от попадания бомбы. Оставался один выход – спуститься в трюм и открыть путь воде изнутри, рискуя если не взорваться, то захлебнуться под её напором.
Моряк не раздумывал. Едкий дым застилал глаза и перекрывал дыхание. Вот и маховик люка. Уваров торопливо отвернул его. Хлынула вода, и языки пламени, уже подобравшегося к снарядам, захлебнулись.
По горло в воде моряк стал пробираться к выходу, но воздуха в помещении уже не оставалось, и он терял сознание. Василий упал, не дойдя нескольких ступенек до люка.
Героя разыскали и вытащили товарищи».
В первых рядах
После войны фронтовик работал в должности секретаря партийной организации в Любытинской МТС, затем стал заместителем директора МТС по политчасти.
«Ленинская правда» писала о нем, как о партийном вожаке коммунистов колхоза «Знамя труда». Корреспондент восхищался богатой биографией своего героя и беспокойным характером. Председатель колхоза Сергей Александрович Молчанов говорил о своем партийном секретаре так: «Непоседа. Успевает всюду. Всегда чувствую его локоть». Сам же Василий Яковлевич отмечал: «Мы не имеем права быть равнодушными. Потому что колхоз – это мы. Мы – его хозяева, и от того, как будем работать, зависит то, как будем жить».
Василий Яковлевич трудился в должности заведующего сельскохозяйственным отделом райкома партии, затем – Любытинского райкома профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства. В 51 год был вынужден оставить любимое дело в связи с резким ухудшением здоровья.
Спустя три года наш героический земляк ушел из жизни. Но дошедшая до нас память о его подвиге останется с нами. А фотографию пронесут внуки и правнуки на шествии «Бессмертного полка».
Кира СОБОЛЕВА
Фото из архива семьи Уваровых