Тема прошедших в Ручьях XXXI Хлебниковских чтений звучит как «Хлебников в стихах и графике».
В сельском Доме культуры, на базе которого работает музей В. Хлебникова, собралось немало почитателей творчества поэта, исследователя, творца слова: художники, поэты, писатели, актёры, музыканты, искусствоведы, методисты библиотек и музеев из Москвы, Элисты, Санкт-Петербурга, Великих Лук, Великого Новгорода и области.
Традиционными фрагментами Чтений стали посещение памятного знака у поворота на Санталово, где умер поэт, с возложением полевых цветов; посещение в Ручьях могилы поэта с выступлениями в его память; встреча гостей у СДК с приветственной песней и караваем. В фойе — неизменные «капля молока и краюшка хлеба», давно ставшие символом этого события.
Состоялась экскурсия в музей, которую по традиции провели учащиеся школы № 1, проживающие в Ручьях.
Немало интересного и нового почерпнули присутствующие из докладов и эссе выступающих. «Зримый образ хлебниковского слова в графике Степана Ботиева» — эту тему раскрыла в своём выступлении краевед Валентина Михайлова. Выступление стало тем более близким и понятным, что рисунки художника были представлены здесь же, на выставке.
Дополнила образную картину к поэтическому произведению «Распятие» и Екатерина Реутова, московская художница, представившая выставку собственных акварелей.
Коротко выступил и сам Ботиев, затронувший историю создания альбома к поэме Хлебникова.
К слову сказать, здесь было организовано и ещё несколько выставок: новгородских художников, детских рисунков с Хлебниковского пленэра и несколько инсталляций Евгения Кондакова из Санкт-Петербурга.
В выступлении Светланы Конищук, библиотекаря центральной районной библиотеки, была обширно и глубоко проанализирована тема «Рисунки Хлебникова», подтверждённая презентацией, способствующей зрительному восприятию.
Выступление звукового театра «Безлунные» из Санкт-Петербурга, многочисленные цитаты поэтических произведений в исполнении других гостей, каждый из которых представил творчество Хлебникова в свойственной лично ему интерпретации, позволяют судить о разносторонности и неоднозначности наследия поэта. К примеру, параллель сходства и различия наследия Хлебникова и Маяковского позволила слушателям оценить личности одной эпохи с точки зрения настоящего времени.
Оксана ЕГОРОВА
Фото автора