27 июля в нашей стране отмечается День работников торговли.
Все мы прекрасно понимаем, что без продавцов, товароведов и представителей других профессий, занятых в этой сфере, человек не может обойтись. В то же время некоторым из нас может показаться, что торговля — не слишком сложное занятие. Привёз товар, выложил на витрины и стой, жди, когда придут покупатели и заплатят за него деньги. Конечно же, это совсем не так. Успех здесь приходит не сразу, порой требуются годы, прежде чем удаётся «встать на ноги», найти возможности для развития. При этом необходимые условия — высокий профессионализм, самоотдача, преданность профессии и умение тонко чувствовать настроение покупателей.
Накануне праздника я побывал в деревне Крапивно, встретился с продавцом сельского магазина Надеждой СЕРГЕЕВОЙ.
Деревенская торговая точка — больше чем просто магазин. Это — место сходов граждан, встреч с представителями власти и разных инстанций. Место, где жители собираются, общаются, узнают новости, решают насущные проблемы. Роль продавца в этих процессах очень велика. Кроме умения создать в торговом зале уют, поддерживать чистоту, вежливо общаться с покупателями нужно ещё и постоянно находить с ними общий язык, быть приветливым, а подчас — и очень терпеливым.
Надежда Александровна родом из Горок. После окончания школы выбрала профессию работника торговли осознанно, понимая её важность. В 1979–1980 годах проходила обучение в Великом Новгороде. Затем там же в течение пяти лет трудилась в торговле, четыре года отдала заводу имени Ленинского комсомола. Но судьба вернула её в родной Солецкий район: Надежда вышла замуж и в 1990 году переехала в деревню Крапивно. Первым местом работы стал магазин в соседней деревне Поляны, начинала она трудиться при председателе районного потребительского общества Юрии Дмитриевиче Мещерякове. Затем перешла в небольшой магазинчик, который располагался в здании сельского клуба в Крапивно.
— Помещение было совсем не большим, — рассказывает Надежда Александровна, — не комната, а каморка. После пожара в клубе руководство райпо нашло под магазин небольшой павильон, в котором я и работаю последние восемнадцать лет.
Нужно отметить, что в крапивненском магазине — чистота и порядок, витрины заполнены всем необходимым, от сладостей, свежих фруктов до бытовых и хозяйственных товаров. Сразу видно, насколько заботливо относится заведующая магазином к своему рабочему месту. После стеллажей с самой разной продукцией взгляд притягивает большая печь в металлическом кожухе. Благодаря этому надёжному сооружению в магазине соблюдается тепловой режим в холодное время года.
— Мало жителей теперь в деревне, — признаётся Надежда Александровна, — остались только правление хозяйства, переживающего не лучшие времена, медпункт и магазин. Постоянно проживающих детей — тоже по пальцам пересчитать. Молодёжь вся уехала. Так что больших очередей в магазине не бывает. Летом выручают дачники, особенно приехавшие на лето ребятишки. Они часто прибегают, покупают сладости и мороженое (специально для них заказываю). Товар мне привозят два раза в неделю, хлеб — три раза. Стараюсь учитывать все пожелания жителей. Но и в течение года скучать мне не приходится, пенсионеры здесь периодически собираются, обсуждают насущные проблемы. Хочу отметить, что не всё так уж и плохо, например, недавно к нам в деревню провели кабельный Интернет, чувствуется, что в районном центре всё-таки ещё о нас не забыли.
Сергей ОВЧИННИКОВ,
фото автора