В не столь уж давние времена этот праздник был одним из самых почитаемых в нашем райцентре. Львиная доля его жителей так или иначе имела отношение к железнодорожной станции. Трудились здесь целыми династиями. А прочих сближали частые и массовые поездки в Ленинград «за колбасой»...
На перроне вокзальном
В пору постперестроечного безвременья железную дорогу умудрились сместить на задворки экономики. Опустела и наша узловая станция, снизилась её категория, ушли в прошлое маневровые работы. Но время шло. Когда нефтяникам понадобились портовые терминалы Усть-
Луги, ветку лужского направления быстро привели в порядок и загрузили «по самое не могу». А следом и политика РЖД стала отходить от жадных тарифов в сторону роста объёмов перевозок. Изменения не обошли стороной и нашу станцию. Достаточно глянуть на обновлённое здание вокзала и прилегающую инфраструктуру. Заглянем на вокзал и мы.
Его начальник Андрей Галкин бывает здесь наездами из ст. Дно. Основная его должность — инспектор по контролю дирекции пассажирских обустройств. Преобразившийся вокзал он пестует по-хозяйски. Вот и на сей раз вместе с ним в Батецкую прибыли маляры, чтобы провести в помещении текущий косметический ремонт. Портила картину досадная протечка потолка. А вообще-то, как сказал Андрей Викторович, в этом пустующем правом крыле вскоре будет обустроен просторный туалет с современной оснасткой и горячей водой. Когда делали капремонт, на это просто не хватило денег. А бывший фонтан у фасада, ставший нарядной клумбой, похоже, снова забьёт водными струями...
Здесь каждый день на посту молодые помощницы начальника, они же дежурные по вокзалу. Кристина Канищева в этой роли недавно, после обучения в Москве и стажировки в Питере. В выходные дни её подменяет на полставки прошедшая схожую стажировку Ульяна Красильникова. В основе всего здесь — рабочий график и расписание движения. Следят за порядком и чистотой, консультируют пассажиров, встречают поезда. Основные из них ежедневные — калининградский, великолукский, а также дневная и вечерняя «Ласточки», курсирующие теперь между Петрозаводском и Псковом. В кассах билеты на поезда дальнего следования продают женщины пенсионной закваски, утверждая сплав опыта и молодости. Лариса Радкевич и Маргарита Григорьева, следуя новшествам, прошли специальное дистанционное обучение. Хотя, казалось бы, чему учить Маргариту Денисовну, которая работает здесь с незапамятных времён.
Кстати, пассажиры справедливо сетовали на слишком длинные стоянки «Ласточки». Так и есть. Когда, скажем, поезд прибывает к нам из Луги, его голова оказывается в сторону Дно. Значит, для дальнейшего следования в Новгород в ход идут стояночно-пружинные тормоза, а локомотив перегоняется в другой конец состава. Вот и набегают те самые сорок минут. Но, внимание, с 3 августа «Ласточка» будет следовать только через ст. Дно (прощай, Луга!). За счёт этого стоянки в Батецкой сократятся до 1–6 минут.
Мне сверху видно всё...
Теперь заглянем в трёхэтажное здание поста электрической централизации. На первом этаже — служба СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки). Каждый день к здешнему механику Игорю Тушинскому на рабочем поезде приезжают из Уторгоши старший механик Сергей Козюков, Сергей Мюзеев, Евгений Новожилов, а также Игорь Лисин со ст. Дно. Так собирается бригада, в круге забот которой участок Заклинье — Батецкая — Бахарево.
На втором этаже у нас служба связи — режимный и весьма закрытый участок. Специалисты всё из того же Дно работают здесь по своему плановому графику.
И, наконец, третий этаж, где базируется пост круглосуточного дежурства по станции, оснащённый пультом управления движением. В своё время именно отсюда на всю округу раздавались команды при составлении поездов, перевалочных и маневровых работах. Тут и впрямь «сверху видно всё». У пульта застаём начальника станции Марину Фёдорову. Она работает в этой должности лишь седьмой месяц, но общий опыт у неё солидный. Получив в 1996 году диплом Великолукского ж/д техникума, трудилась на станциях Дворец и Лычково. В коллектив ст. Батецкая влилась в 2004 году. Вышла замуж за потомственного железнодорожника Дмитрия Фёдорова, который нынче из механиков СЦБ перевёлся в дежурные по станции. Кстати, заметим, что все они без исключения окончили Великолукский техникум.
Самая именитая в этой службе — Надежда Ячменцева, 37 лет на посту. Её родители, как и родители мужа, всю свою трудовую жизнь отдали родной станции. К новому году подоспеет и пенсионный черёд Надежды Борисовны.
У Надежды Даниловой 17 лет «дежурного» стажа, львиная доля которых отдана станции Бахарево. Дмитрий Стабулевич восемь лет за пультом. Алёна Копылова после долгой работы в торговле круто изменила жизнь и уже третий год дежурит по станции. А её супруг Виктор — электромонтёр ПЧ‑6, у которого теперь в напарниках Владимир Ходченков.
В один голос наши дежурные отмечают заметно возросший грузопоток, в том числе на Новгород. Что, очевидно, должно означать оживление региональной экономики. А ещё они вспоминают, как в прошлом году в пылу оптимизации на перегоне Новгород — Батецкая упразднили промежуточную станцию Люболяды. Батецким дежурным пришлось работать с Новгородом по телефонным средствам связи, поскольку в рамках действовавшей схемы не могли получить с соседней станции блокировочный сигнал. Вместо выставления входных сигналов бегали к Лужской ветке и передавали машинистам путевые записки. И так — четыре месяца, пока не пустили поезд со смешанной тягой «Ласточка». Да и поезд Калининград — Санкт-Петербург теперь следует через Новгород.
Где сходятся рельсы
Чтобы сделать групповой снимок, бригаду путейцев пришлось поджидать на железнодорожных путях. С триммерами и канистрами в руках она возвращались с... сенокоса. Конечно, не корма скоту готовили, а окашивали полосу отвода. И такое есть в перечне их работ.
Беседуем с дорожным мастером Намигом Гасымовым. На железной дороге он 34‑й год, а здесь, в ПЧ‑19 Санкт-Петербургской дистанции пути, — 22 года. В минувшем декабре получил пенсионное удостоверение, но работа не отпускает. На попечении — текущее содержание 25 км пути со станциями Заклинье и Батецкая. Каждое утро коллектив начинает работы, распланированные на месяц вперёд и утверждённые начальником дистанции пути.
Вот сегодня, к примеру, занимались вырезкой выплеска и заменой загрязнённого балласта. То есть убирают всю налипшую на путях чернь и подсыпают свежий щебень. А ещё они занимаются выправкой пути, сменой скреплений, заменой остродефектных рельсов и шпал. Каждая из них, на минуточку, весит четверть тонны. Особое внимание — устранению отступлений от нормативного содержания стрелочных переводов. Ну а зимой — своя эпопея, именуемая снегоборьбой. В обыденной практике всё тот же инструментарий — путевой молоток, торцевой и полевой ключи. Причём все эти инструменты строгой отчётности выдаются только под роспись.
Намиг с удовольствием представил своих товарищей по ремеслу: бригадир Назим Касумов, монтёры пути Алексей Филиппов, Владислав Филёв, Вадим Иванов, Алексей Васильев, Юрий Салтаев и сигналистка Ольга Каршакова. Сравнительно новую должность контролёра состояния пути занял Тофик Зейналов.
***
Посёлок Батецкий с двух сторон опоясан железной дорогой. Видать, судьбой ему назначено вовек пребывать в таких прочных объятиях. По логике вещей, это должно придавать надёжность нашему бытию. И логика обязательно сработает. Дайте срок.
Олег ПЛАТОНОВ
Фото автора