Каждый пятый килограмм выловленной в Новгородской области рыбы добывается рыбаками Новгородского района.
Ольга ПАРИЦКАЯ
Фото автора
Всего в Новгородском районе работают 19 коллективов, занимающихся ловлей рыбы. Их количество за последние несколько лет выросло вдвое. Есть среди рыбодобытчиков уже опытные, известные, такие как предприниматели Лариса Сергухина, Сергей Александров, Татьяна Покшина, главы крестьянских хозяйств Иван Пиреев, Андрей Озеров и другие. Появляется и молодежь, которая искренне любит рыбалку, не боится непредсказуемого Ильменя и отдает работе всю душу. Алексей Рунцев – два года в рыбной отрасли. Вроде немного, но, судя по нашему разговору, к работу он прикипел, она ему нравится.
Рыбное дело Рунцевых – семейное. Родители Валерий и Елена Рунцевы больше десяти лет занимаются продажей рыбы. Но пришло время, и они решили, что пора ее не только продавать, но и добывать самим. Вот как раз выловом рыбы и стал руководить сын Алексей. У него за плечами к тому времени была служба в Росгвардии и МЧС. Теперь он командует предприятием под названием «Агентство водно-биологических ресурсов» – это два «корабля» и бригада рыбаков из шести человек.
– Наши корабли 2006 года постройки, купили их в Устреке – там исторически развитый рыбацкий флот. Отремонтировали в Новгородском порту. После этого набрали команду и начали работать.
– Это же соймы, почему вы называете их кораблями?
– У нас принято так называть их между собой. К тому же раньше соймы контролировала государственная инспекция по маломерным судам, а с недавнего времени правила ужесточились, и их приравняли к морским судам... Так что, конечно, теперь это корабли! – посмеялся мой собеседник.
Да, теперь соймы перевели в Российский речной регистр. Корабли Алексея Рунцева в этом году прошли регистрацию, и в «Агентстве ВБР» на пять лет отпала необходимость в техосмотрах.
Промысловики Новгородской области объединились в некоммерческое партнерство «Новгородские рыбопромышленники». Организация оказывает помощь всем, чья работа связана с рыболовством, рыбоводством и переработкой рыбы.
– Хочу выразить огромную благодарность председателю правления НП «Новгородские рыбопромышленники» Наталье Емельяновой, – отметил Алексей Рунцев. – Она любит наше дело, понимает проблемы и всегда дает дельные советы. Её поддержка много значит для нас.
– Алексей, расскажите о своей работе, – прошу я.
– Всё зависит от ветра и погоды. Вот недавно было очень тепло, и рыба ловилась мало. Похолодало – рыбы стало больше. Ловим щуку, леща, судака – что попадется в сеть. Правда, судак сейчас стал редкостью. В основном идут лещи, – так кратко, но вполне понятно описал суть рыбацкого труда Алексей.
Сам он – поозёр, из Береговых Морин, и в чем состоит рыбацкое счастье, познал еще в детстве. Также как и руководитель его рыболовецкой бригады Антон Иванов. Он из деревни Ильмень, с детства был заядлым рыбаком. Любимое хобби стало для Антона работой.
Соймы, на которых ведется лов рыбы, – парусные судна. Двигатель на них имеется, но он нужен только для того, чтобы выйти в озеро. Добравшись до места лова, соймы расходятся в разные стороны, распускают между собой сеть и начинают двигаться параллельно друг другу. В это время двигатели на них уже выключены и поставлены паруса. На каждом судне работают по три человека.
Расстояние между соймами – около 500 метров. Сколько времени они будут плыть, набирая в сеть рыбу, зависит от многих факторов. От ветра (а он постоянно меняется), наличия на пути так называемых зацепов, которые надо обходить стороной, поведения самой рыбы... Обычно выход в озеро длится 8-10 часов, а осенью бригада может и целые сутки провести там.
По словам рыбаков, озеро Ильмень – совершенно непредсказуемо. Предугадать погоду на время лова – невозможно. В ясный день откуда ни возьмись могут появиться тучи, усилиться ветер.
– Свой первый выход в озеро на корабле запомнил надолго. Начался сильный ветер, большая волна, качка. Когда добрался до земли, меня еще долго болтало из стороны в сторону, – вспомнил Алексей «боевое крещение». – Сейчас, как работодатель, могу сказать, что далеко не каждый у нас сможет работать. Надо не просто любить это дело, но и быть физически крепким и выносливым. Некоторые после первого выхода в озеро от нас уходили, понимали, что не смогут работать. Да и страшно бывает в озере в непогоду.
– Насколько соймы устойчивы? – поинтересовалась я про безопасность кораблей.
– Совершенно безопасны, – ответил Антон Иванов. – При условии, что рыбаки знают свое дело. Когда начинает дуть ветер, нужно быстро снять передний парус. И тогда на одном парусе сойма выдержит ветер до 20 м/с. Но у нас таких ветров практически не бывает.
По словам промысловиков, нынешнее лето поначалу не радовало уловами. Июнь, жара, отсутствие ветра, и в результате в озеро выходили редко. Во второй половине июня похолодало, сейчас они выходят почти ежедневно, и объемы улова – достаточные.
Торговые точки, где продается рыба, добытая «Агентством ВБР», расположены в областном центре – на Центральном рынке, «Славянской ярмарке», а также в Панковке и других местах. Розничными продажами занимаются родители Алексея, они также сдают рыбу оптом в Санкт-Петербург. Говорят, что чудской или онежский судак не так котируется, как наш, новгородский: его покупатели забирают в первую очередь.
Спросила я Алексея и про дальнейшие планы. Они, конечно, есть. Так, мой собеседник признался, что хочет открыть цех по вялению рыбы. Мелкой рыбы вылавливается много, сейчас ее отдают другим на переработку. А можно вялить самим. Ведь такая рыбка очень ценится и в России, и за рубежом.